Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Статус: Снят с контроля

Срок: 11.01.2017 - 17.01.2020

Ближайший срок: 11.01.2020

Период: Ежегодно

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

 

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2017

Ближайший срок: 01.10.2021

Период: Ежегодно

В ходе подготовки педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования в период с октября 2019 по сентябрь 2020 года в Томской области организованы и проведены курсы повышения квалификации по 43 темам. В рамках курсов рассмотрены ФГОС  начального общего, основного общего, среднего общего образования и их реализация в рамках предметных концепций и изменений в системе общего образования: организация образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами в условиях реализации ФГОС; организация образовательной деятельности с использованием интерактивных и электронных форм обучения; особенности работы с родителями (законными представителями) обучающихся в условиях реализации ФГОС; методика и технологии обучения по обязательным предметам учебного плана на базовом и профильном уровнях; методика обучения по образовательной робототехнике и электронике; современное содержание и методики обучения предметной области «Технология» в рамках реализации обновленной Примерной основной образовательной программы основного общего образования; рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов в различных предметных областях. Всего за указанный период обучение на курсах повышения квалификации по образовательным программам, направленным на введение ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, для руководящих и педагогических кадров системы общего образования Томской области прошли 1712 человек.

В 2020 году актуализирована начального общего, основного общего, среднего общего образованиянформационно-методические письма Департамента общего образования Томской области:

- «О направлении Методических рекомендаций по формированию учебных планов основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования для общеобразовательных организаций Томской области на основе ФГОС» от 07.05.2020 № 57-2079;

- «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на основе индивидуальных учебных планов в общеобразовательных организациях Томской области» от 01.06.2020 № 57-2488;

- «О направлении Методических рекомендаций по формированию учебного плана для получения общего образования в общеобразовательных организациях в очно-заочной или заочной формах» от 01.06.2020 № 57-2487;

- «О направлении методических рекомендаций по учебным предметам «Русский язык» и «Литература» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2582;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Физическая культура» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2584;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Биология» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2591;

- «О направлении рекомендаций по учебному предмету «Химия» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2580;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «География» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2590;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Обществознание» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2585;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Математика» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2589;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Физика» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2581;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Астрономия» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2592;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Информатика» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2586;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2583;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Технология» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2588;

- «О направлении методических рекомендаций по учебному предмету «Искусство» на 2020/2021 учебный год» от 04.06.2020 № 57-2587.

 

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.11.2016

Ближайший срок: 01.11.2021

Период: Ежегодно

На территории Томской области 21.12.2015 года утвержден «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер.) В целях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р, распоряжением Департамента общего образования Томской области от 07.02.2019 № 97-р (далее – распоряжение № 97-р) утвержден план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Томской области. Комплексом мер и распоряжением № 97-р предусмотрены мероприятия, направленные на мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации через создание условий в муниципальных образованиях региона.

В 2020 году в системе общего образования Томской области в соответствии с планом работы был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1) Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

В 2020 году для учителей русского языка и литературы в Томской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим темам:

- «Коммуникативная компетенция и ее роль в совершенствовании связной речи обучающихся» (количество участников – 25 человек);

- «Формирование навыков смыслового чтения у школьников в контексте требований ФГОС» (количество участников – 10 человек).

2) Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации (в рамках организации и проведения конференций, научно-практических семинаров).

11.06.2020 для учителей русского языка и литературы проведен вебинар «Учебный текст как объект восприятия этнически неоднородной аудитории в классе», в рамках которого были рассмотрены  приемы работы с учебным текстом в аудитории обучающихся, для которых русский язык является родным, вторым родным (количество участников – 200 человек).

16.06.2020 проведен семинар-совещание по теме «Актуальные вопросы системы общего образования в 2020-2021 учебном году: изменения и обновления» (количество участников – 616 человек), в рамках которого были рассмотрены изменения в преподавании учебных предметов «Русский язык « и «Литература», а также методические рекомендации «Обновление содержания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в 2020/2021 учебном году».

18.09.2020 года проведена региональная конференция для учителей русского языка и литературы «Современный учитель: успех ребенка». На конференции были представлены презентации по следующим темам: «Приёмы формирования функциональной грамотности школьников в условиях дистанционного образования», «Использование ресурсов программы storymaps в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся по литературе», «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в период дистанционного обучения», «Формирование информационно-коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы».

3) Обобщение и систематизация лучших практик.

На территории Томской области осуществляется формирование и сопровождение электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации. На официальном сайте областного государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» в разделах «Центр русского языка» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov/) и «Этнокультурное образование» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti/) размещены методические разработки учителей русского языка и литературы.

4) Выявление и развитие профессионального мастерства (профессиональные конкурсы, мастер-классы, работа Ассоциации учителей русского языка и литературы).

В 2019-2020 учебном году учителями русского языка было проведено 117 мастер-классов (количество участников – 1398 человека). Количество общеобразовательных организаций, на базе которых были проведены мастер-классы, составило 157. Основные темы, по которым были проведены мастер-классы, следующие: «Построение урока по модели «Ротация станций», «Эффективные приемы работы с текстом на уроке русского языка», «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы», «Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций», «Деятельностный подход на уроках русского языка», «Словари русского языка. Их многообразие и значение в нашей жизни», «Создание условий для формирования смыслового чтения при работе с текстом» и др.

С 10 по 20 апреля 2020 года состоялся региональный конкурс для учителей русского языка и литературы «Этих дней не смолкнет слава, / Не померкнет никогда», в котором приняли участие 60 педагогических работников. 

В Томской области функционирует региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая способствует совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных организациях Томской области и обновлению кадрового состава учителей русского языка.

 

5) Мероприятия с обучающимися, направленные на поддержку, развитие и популяризацию русского языка.

19.02.2020  был проведен открытый конкурс чтецов произведений на родном языке «Язык – душа нации» (количество участников – 40 человек).

С 13 по 21 февраля 2020 года в общеобразовательных организациях Томской области проведены мероприятия, посвященные Международному дню родного языка:

- уроки грамотности, тематические уроки (количество участников – 21321 обучающийся из 218 общеобразовательных организаций);

- классные часы (количество участников – 21368 обучающихся из 214  общеобразовательных организаций);

- викторины, круглые столы, диспуты (количество участников – 11492 обучающихся из 155 общеобразовательных организаций);

- конкурсы рисунков, стихотворений (количество участников – 8918 обучающихся из 171  общеобразовательных организаций);

- творческие конкурсы, школьные олимпиады, библиотечные уроки – защиты проектов, выставки книг, выпуски тематических газет (количество участников – 10310 обучающихся из 137 общеобразовательных организаций);

- публичные лекции (количество участников – 70 человек).

Обучающиеся Томской области приняли участие во Всероссийской  акции «Родные языки России», проведенной в рамках Международного дня родного языка (количество участников – более 50 человек).

В 2019-2020 учебном году в Томской области проведены школьный, муниципальный и региональный этапы всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В региональном этапе (23 – 26 марта 2020 года) приняли участие 61 обучающийся из 20 муниципальных образований Томской области.

В мае 2020 года в 191 общеобразовательной организации Томской области проведены мероприятия в рамках Всероссийского урока русского языка, посвященного Дню рождения А.С.Пушкина: конкурсы, квесты, викторины, интеллектуальные игры (количество участников – 9650 человек).

С 04 по 14 мая 2020 года в Томской области состоялась XI Открытая дистанционная научно-практическая конференция обучающихся «Язык как средство коммуникации», в которой приняли участие 165 обучающихся и 106 педагогических работников из 20 общеобразовательных организаций Томской области. На секциях были представлены различные проектно-исследовательские работы, в том числе лингвистические проекты и исследования по русскому языку и литературе. 

В 2019-2020 учебном году в Томской области проведены школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийского конкурса сочинений. В региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений (29.09.2020 – 02.10.2020) приняли участие 80 обучающихся.

Ежегодно общеобразовательные организации Томской области принимают участие во всероссийских проверочных работах по русскому языку. В 2020 году всероссийские проверочные работы для обучающихся 5-х – 8-х классов (в штатном режиме) и 9-х классов (в режиме апробации) проведены в сентябре-октябре.

Обучение на родном (нерусском) языке осуществляется через организацию занятий внеурочной деятельности по запросам родителей (законных представителей) в следующих общеобразовательных организациях Томской области:

- татарский язык изучается в двух общеобразовательных организациях Томской области: муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Чернореченская средняя общеобразовательная школа» Томского района и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 66 г. Томска;

- удмуртский язык изучается в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нижнетигинская основная общеобразовательная школа» Чаинского района.

 

В части высшего образования Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) систематически проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации.

На кафедре языков народов Сибири института иностранных языков и международного сотрудничества с 2018 г. реализуется проект РФФИ 18-012-00775 «Типология простого предложения в языках обско-енисейского языкового ареала: информационная и аргументная структуры» (руководитель проекта: Е.А. Крюкова).

В 2020-2021 гг. будет организована работа «Кружка по изучению чулымского языка» (преподаватель:  В. М. Лемская, канд. филол. наук, доцент ТГПУ). Данное мероприятие проходит в рамках проекта «Музей – центр возрождения чулымской культуры» (https://tomskmuseum.ru/ about_mus/news/Itogi_grantovogo_konkursa/) и будет реализовано с 1 ноября 2020 г. по 30 апреля 2021 г. по заказу организации МКУ «Тегульдетская районная централизованная библиотечная система».

В 2020 году опубликованы:

  1. Сборник аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового  ареала. Коллективная монография. Томск: Аграф-Пресс; Вайар. 2020. – Том 6. – 376 с.

Языковой и культурный материал данного сборника (с 2010 по 2020 год вышло 6 томов) охватывает обширную территорию Западной Сибири, условно обозначаемую как обско-енисейский языковой ареал. Материалы сборника представляют интерес не только для широкого круга ученых – лингвистов, типологов (тексты снабжены поморфемной аннотацией), историков, этнографов, филологов, но и для представителей миноритарных этносов селькупов, кетов, ханты, чулымских тюрков, телеутов, нганасан, т.к. тексты представлены в том числе на кириллице и доступны для чтенияна национальном языке с русским переводом.

  1. Родное слово: пособие по селькупскому языку (чумэлкупский/напымский диалект). Составитель, автор переводов с русского языка на селькупский язык И.А. Коробейникова, под. ред. С. В. Ковылина, Н. В. Поляковой, А. Ю. Фильченко. Томск: Аграф-Пресс; Вайар. 2020. – 240 с.

Пособие подготовлено к публикации сотрудниками кафедры языков народов Сибири ТГПУ, предназначено для кружков по изучению родного селькупского языка и рассчитано на детей и взрослых – представителей коренных малочисленных народов Севера Томской области, желающих самостоятельно или в кружке под руководством педагога овладеть языком своих предков.

Сотрудниками ТГПУ осуществляется научное консультирование представителей коренных малочисленных этносов Сибири по лингвистическим, этнографическим и культурологическим аспектам; разработка научных концепций этнокультурных центров, направленных на сохранение и популяризацию языка и культуры коренных малочисленных этносов Сибири. ТГПУ оказывает поддержку активным представителям коренного населения Томской области.

В 2020 году, запланированное мероприятие 27-ая международная конференция «Дульзоновские чтения», посвященная проблемам изучения языков РФ, на которой традиционно проходит секция «Национальное образование» (24-27 июня 2020 года), была перенесена из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки на сентябрь 2021 года (15-18 сентября 2021 года).

Регулярная и динамичная деятельность по проведению мероприятий на базе кафедры языков народов Сибири в Томском государственном педагогическом университете в течение 2017-2019 гг. дало положительную динамику и привело к тому, что представители коренного населения проводят мероприятии, участвуют в мероприятия городского, областного, всероссийского уровня, а также  реализуют деятельность по различным проектам самостоятельно на базе сотрудничества, в том числе и с другими учреждениями: домами культуры г. Томска и Томской области, Географическим обществом, общественными организациями. В условиях пандемии коренное население освоило социальные сети, приложения, программы для организации видеоконференций и использует их для проведения занятий по изучению родных исчезающих языков.

 

В текущем году в учреждениях культуры на территории Томской области проводились мероприятия, посвященные развитию языков народов Российской Федерации.

В «Доме дружбы» (филиал ОГАУК «ДНТ «Авангард») на постоянной основе проходят курсы аварского, польского и армянского языков. Слушателями курсов являются представители национально-культурных автономий и землячеств, проживающих в Томске.

В Томской областной универсальной научной библиотеке имени
А.С. Пушкина 21 февраля 2020 года  стартовала ежегодная областная акция «Пиши без ошибок», посвященная 75-летию Великой Победы и приуроченная к Международному дню родного языка. Участниками акции стали жители Томска и 12 районов области. Общее число участников составило 3416 человек.

27 февраля 2020 года на базе библиотеки состоялся ежегодный областной конкурс «Пушкинский венок». В рамках Дня русского языка - 6 июня 2020 года -  прошла встреча с гостями Пушкинского кабинета библиотеки. Основной темой разговора стало обсуждение важности и ценности русского языка как государственного языка Российской Федерации.

В Томской областной детско-юношеской библиотеке в 2020 году проведен социокультурный публичный проект «Читаем вместе! Читаем вслух!», участие
в котором приняли представители национально-культурных автономий г. Томска, звучали литературные произведения, как на русском языке, так и на языках народов России.

Состоялся цикл онлайн-мероприятий «Любимые сказки народов России: читаем и играем», в ходе которых дети и родители смогли познакомиться с татарскими, осетинскими, бурятскими, алтайскими, эскимосскими, хантыйскими, хакасскими, словацкими, русскими, якутскими и другими сказками. Каждая сказка была представлена на сайте библиотеки в виде онлайн-книги, которую можно было прочитать самостоятельно или послушать.

С помощью мультимедийных презентаций, просмотра видеороликов, выполнения интерактивных заданий посетители детско-юношеской библиотеки познакомились с культурой, традициями, обычаями и языками народов России
в рамках онлайн мероприятий «Этно-путешествие по России».

С целью сохранения, популяризации и развития языков народов, проживающих на территории Томской области, в областном государственном автономном учреждении культуры «Центр татарской культуры» (далее – ОГАУК «ЦТК») работают следующие коллективы и творческие объединения: кружок «Татарский язык и традиции» (детская группа); курсы татарского языка для молодежи; хор ветеранов «Нур»; вокальный ансамбль «Ялкын»; детский вокально-хореографический ансамбль «Кубаляк» («Бабочки»); вокально-хореографический ансамбль «Чулпан» («Утренняя звезда»); кружок «Сольное пение для детей»; молодежный клуб «Дуслар» («Друзья»); хореографический ансамбль «Айнур» («Сияющая луна»); клуб краеведов «Якташлар» («Земляки»); рэтро клуб «Замандашлар» («Современники»); клуб ветеранов «Заисток»; детский вокальный ансамбль «Сандугач» («Соловей»); клуб деловых встреч.

В 2020 году на официальном сайте ОГАУК «ЦТК» появились рубрики: «Практический татарский язык. Гамәли татар теле» и «Детям». Материалы доступны для всех желающих и помогают самостоятельно начать постигать азы татарского языка. Для подрастающего поколения в рубрике «Детям» размещаются аудиосказки, фильмы, мультфильмы и игровые программы на татарском языке.

Ежегодно Центр проводит: областной фестиваль татарской культуры, областной конкурс юных исполнителей татарской музыки «Чишмэкэй» («Родник»), областной конкурс «Яшь батыр» («Молодой богатырь»), областной национальный татарский праздник «Сабантуй». ОГАУК «ЦТК» принимает активное участие в религиозных мусульманских праздниках «Ураза - байрам» и «Курбан байрам». Областной конкурс красоты и таланта «Татар кызы» («Татарская красавица»). В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в текущем году практически все мероприятия проведены в онлайн-формате.

Перечень поручений по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 29.11.2019

утвержден 16.01.2020 № Пр-71

п. 4 - Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, обеспечить организацию целевого обучения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в образовательных организациях высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в состав укрупнённых групп «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение», «Культуроведение и социокультурные проекты», а также последующее трудоустройство этих лиц в образовательные организации и другие организации социальной сферы, осуществляющие деятельность в указанных субъектах Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.05.2020

Ближайший срок: 01.05.2020

Период: Нет

Администрацией Томской области во взаимодействии с ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» и общественными объединениями коренных малочисленных народов, зарегистрированными на территории региона, проведен мониторинг потребности в организации целевого обучения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее – КМН), в образовательных организациях высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в состав укрупненных групп «Образование и педагогические науки», «Языкознание и литературоведение», «Культуроведение и социокультурные проекты».

Потребность КМН Томской области в целевом обучении, ориентировочно, составляет:

Направление подготовки

Год поступления

2020-2021 годы

2021-2022 годы

2022-2023 годы

2023-2024 годы

2024-2025 годы

Образование и педагогические науки

2 чел.

4 чел.

2 чел.

3 чел.

2 чел.

Языкознание и литературоведение

-

2 чел.

-

3 чел.

1 чел.

Культуроведение и социокультурные проекты

-

6 чел.

-

1 чел.

-

Трудоустройство указанных лиц, при наличии заключенных договоров о целевом обучении, возможно в общеобразовательные муниципальные учреждения, учреждения культуры и досуга, предприятия, оказывающие услуги в сфере туризма, а также в организации некоммерческого сектора.

В ходе мониторинга представители КМН, проживающие на территории Томской области, выразили потребность в организации целевого обучения по иным направлениям подготовки в сферах юриспруденции, здравоохранения, экологии, биологии, инженерного дела.

Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию 06.02.2020

утверждён 28.03.2020 № Пр-589

п. 3а - рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации создать при высших должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации координационные и (или) совещательные органы по вопросам высшего образования и науки.

п.3б - рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации расширять практику заключения договоров о целевом обучении со студентами образовательных организаций высшего образования в целях обеспечения кадровых потребностей отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2020

Ближайший срок: 01.10.2020

Период: Нет

 

1. Информация о выполнении пункта 3 а) «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации создать при высших должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации координационные и (или) совещательные органы по вопросам высшего образования и науки»

В Томской области координацию развития сферы образования и науки осуществляют:

- Экспертный Совет при заместителе Губернатора Томской области по научно- образовательному комплексу;

- Совет при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Экспертный Совет при заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу действует с 2013 года. В 2020 году работает третий состав Совета численностью 17 человек.

Экспертный совет является постоянно действующим совещательным органом и создан с целью организации проведения экспертизы экономически и социально значимых проектов по направлениям образования и науки, реализуемых на территории Томской области, а также для взаимодействия институтов гражданского общества с властью региона.

Основными задачами Экспертного совета в курируемых заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу сферах являются:

1.   Экспертная оценка социально и экономически значимых проектов, реализуемых на территории Томской области;

2.   Комплексная экспертная оценка и прогнозирование тенденций политического, социально-экономического развития Томской области;

3.   Экспертиза результатов оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, Томской области;

4.   Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Томской области;

5.   Информационно-консультативная работа по совершенствованию перспективного планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области;

6.   Содействие в привлечении научных организаций и специалистов при осуществлении деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области;

7.   Обеспечение общественного контроля за деятельностью заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу в форме:

а) участия в оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области, структурных подразделений Администрации Томской области, курируемых заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу, на основе ключевых показателей их деятельности;

б) участия в обсуждении перечней консультационных и научно- исследовательских работ, осуществляемых для государственных нужд Томской области в сферах, курируемых заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу, а также в обобщении и анализе результатов указанных работ;

8.   Рассмотрение, обобщение и оценка общественных инициатив;

9.   Осуществление экспертной оценки паспортов, сводных и рабочих планов приоритетных проектов.

Совет при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам создан в целях совершенствования деятельности по стратегическому развитию Томской области и реализации приоритетных проектов (распоряжение Губернатора Томской области от 11.10.2016 № 250-р). Совет является совещательным органом при Губернаторе Томской области, образованным в целях обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, общественными объединениями, научными и иными организациями при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Томской области и реализацией приоритетных проектов (программ).

В настоящее время при Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам сформирован Президиум Совета по вопросам высшего образования и науки Томской области, который призван скоординировать стратегию развития региона с мероприятиями научно-образовательного комплекса Томской области, включающими следующие инициативы региона: Научно- образовательный центр мирового уровня, «Большой Томский университет», межуниверситетский кампус.

 

2. Информация о выполнении пункта 3 б) «Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации расширять практику заключения договоров о целевом обучении со студентами образовательных организаций высшего образования в целях обеспечения кадровых потребностей отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации»

2.1. В Томской области в рамках реализации регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Томской области квалифицированными кадрами», паспорт которого утвержден протоколом Совета при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 № СЖ-Пр-2537, в целях повышения эффективности целевого обучения, в том числе посредством расширения практики заключения договоров о целевом обучении со студентами старших курсов, предусмотрены следующие ежегодные мероприятия:

-  планирование объемов подготовки специалистов, в том числе в рамках целевого приема, с учетом реальной потребности в медицинских кадрах;

- формирование заявок Томской области на квоты целевого приема университетам, реализующим учебные программы по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области «Здравоохранение и медицинские науки», с учетом кадровых потребностей;

- обновление информации о порядке отбора кандидатов для целевой подготовки, перечне и размерах мер социальной поддержки и эффективности целевой подготовки в информационной сети «Интернет» на сайте Департамента здравоохранения Томской области.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076» принято распоряжение Департамента здравоохранения Томской области от 17.05.2019 № 399 «О мероприятиях по заключению договоров о целевом обучении по образовательным программам высшего медицинского и фармацевтического образования в рамках квоты целевого приема по направлениям подготовки специалитета и ординатуры».

Принимая во внимание, что заказчиками и работодателями в договоре о целевом обучении обозначены областные государственные учреждения здравоохранения Томской области, до руководителей подведомственных Департаменту здравоохранения Томской области учреждений доводится информация о новшествах федерального законодательства в части возможности заключения договоров не только в рамках квоты целевого приема, но и в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с уже обучающимися студентами и ординаторами образовательных организаций.

В целях расширения практики заключения договоров о целевом обучении со студентами старших курсов и ординаторами на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:

-  информирование студентов старших курсов, ординаторов через Центр трудоустройства молодых специалистов Сибирского государственного медицинского университета Минздрава России (СибГМУ), деканаты, старост групп о возможностях заключения договоров о целевом обучении по медицинским специальностям с областными государственными учреждениями здравоохранения Томской области (информационные листы с перечислением приоритетных и дефицитных специальностей, уровнем заработной платы, мерами социальной поддержки; ссылки на сайты учреждений, на которых размещены ЗБ-экскурсии, отображающие условия оказания медицинской помощи в учреждениях);

- плановые встречи по вопросам целевого обучения студентов старших курсов, ординаторов с руководителями областных государственных учреждений здравоохранения Томской области на базе СибГМУ, проведение интерактивных скайп-собеседований;

-  проведение ДЕМО-дней для студентов старших курсов и ординаторов (обзорные экскурсии по учреждению, знакомство с руководителем учреждения, его структурой, оснащением медицинским оборудованием);

- информирование студентов старших курсов, ординаторов о мерах социальной поддержки на территории отдельных муниципальных образований: компенсация расходов за найм жилья, предоставление муниципального жилья по договорам социального найма, единовременные пособия на обустройство и хозяйственное обзаведение, ежемесячные социальные выплаты медицинским работникам (врачам, средним медицинским работникам), выплаты на строительство (приобретение) жилья, внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях, возмещение затрат гражданам по ипотечным жилищным кредитам, реализация регионального проекта «Бюджетный дом» (строительство и приобретение жилья за счет средств областного бюджета для сотрудников социальной сферы, трудоустроившихся в областные государственные учреждения, в том числе в учреждения здравоохранения);

- проведение Департаментом здравоохранения Томской области тематических селекторов для руководителей областных государственных учреждений здравоохранения и кадровых служб по вопросам целевого обучения (с привлечением представителей СибГМУ).

В качестве результатов проведенной работы следует отметить существенное увеличение в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, числа лиц, поступивших для обучения в СибГМУ на основании договоров о целевом обучении, заключенных с областными государственными учреждениями здравоохранения (146 - по направления подготовки специалитета, 89 - по направлениям подготовки ординатуры). В 2020 году число лиц, поступивших для обучения в СибГМУ на основании договоров о целевом обучении, заключенных с областными государственными учреждениями здравоохранения, составило: 169 чел. - по направления подготовки специалитета, 57 - по направлениям подготовки ординатуры. В 2021 году работа в данном направлении будет продолжена.

2.2. В целях повышения эффективности целевого обучения педагогических кадров, в том числе посредством расширения практики заключения договоров о целевом обучении со студентами, Департаментом общего образования Томской области и Томским государственным педагогическим университетом (ТГПУ) предусмотрены следующие ежегодные мероприятия:

- планирование Департаментом общего образования Томской области потребности в подготовке педагогических кадров по образовательным программам высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» с учетом реальной потребности в педагогических кадрах на территории Томской области;

- формирование перечня заказчиков / организаций - работодателей приема на целевое обучение в ТГПУ;

- обновление информации о целевом обучении, заказчиках и организациях- работодателях в новостной ленте сайта Департамента общего образования Томской области;

- проведение тематических совещаний по вопросам целевого обучения с руководителями муниципальных органов управления образования;

-  организация информационной кампании, направленной на освещение особенностей и преимуществ целевой подготовки педагогических кадров, содержащей следующие тематические направления: информационно-рекламные материалы о целевом обучении в ТГПУ (инфографика, плакаты, памятки, чек-листы, мотивационные ролики для абитуриентов, родителей, сюжеты в областных и муниципальных СМИ, создание и постоянное обновление раздела «Целевое обучение» на сайте ТГПУ с перекрестными ссылками на сайты заказчиков/организаций - работодателей, еженедельное размещение в аккаунтах

ТГПУ в социальных сетях информационных сообщений о целевом обучении, рассылка «писем-предложений» абитуриентам);

- перераспределение Томским государственным педагогическим университетом количества бюджетных мест по квоте на целевое обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование» между профилями образовательных программ с учетом потребностей региона в педагогических кадрах и востребованностью профилей образовательных программ среди абитуриентов;

-  разработка мер материального стимулирования студентов-целевиков за счет собственных средств ТГПУ (стипендии, материальная помощь и др.);

- разработка (в течение периода обучения студентов) систем мониторинга и сопровождения: региональной модели мониторинга индивидуального профессионально-образовательного развития студентов - целевиков (охват 100%) до момента трудоустройства в образовательные учреждения (согласно договору); системы сопровождения студентов-целевиков при обучении их в ТГПУ, включающей взаимодействие с будущими работодателями (учет заказчика/работодателя при определении базы для прохождения практики, написания курсовых / ВКР (диссертационных) работ; привлечение заказчиков/ работодателей к проведению занятий для студентов ТГПУ и др.), профессионально-образовательных траекторий студентов-целевиков.

В 2019 году на целевые места в ТГПУ по всем формам обучения принято 74 человека, в 2020 году - на 16,2% больше - 86 человек (в том числе по очной форме бакалавриата и специалитета - 49 чел., по заочной форме - 23 чел., по очной форме магистратуры - 9 человек, по заочной форме - 5 чел.).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 № 979-р квоты приема на целевое обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по педагогическим направлениям подготовки были определены в 10, 15 и 20 процентов от набора по разным направлениям подготовки для всех субъектов Российской Федерации. С учетом региональной специфики Томской области считаем необходимым провести уменьшение квоты на целевое обучение по программам магистратуры в пользу программ бакалавриата и специалитета.

2.3. На территории Томской области создана комплексная система стимулирования хозяйствующих субъектов в целях привлечения специалистов для работы в сельских территориях, в том числе с использованием возможностей целевого обучения для подготовки кадров по основным профессиональным образовательным программам для последующего трудоустройства на селе.

В целях укрепления кадрового состава, закрепления специалистов для работы в организациях, находящихся в сельских поселениях Томской области, постановлением Администрации Томской области от 01.07.2011 № 201а «О государственной поддержке кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Томской области» предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса.

В Томской области практикуется заключение договоров (контрактов) о целевой подготовке студентов, в соответствии с которыми работодатель несет финансовые затраты на оплату стоимости обучения студента, студент обязуется в течение не менее 3 лет отработать на предприятии, при этом 70% указанных затрат возмещаются сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета.

В целях расширения практики заключения договоров о целевом обучении на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:

-  информирование органов местного самоуправления, сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельских жителей, школьников, студентов средних профессиональных и высших учебных заведений аграрного профиля о возможностях заключения договоров о целевом обучении через проведение выездных Дней Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области, оперативных совещаний, рабочих встреч, семинаров, организацию повышения квалификации с привлечением специалистов ОГБУ «Аграрный центр Томской области», Ассоциации инновационного развития АПК Томской области, ФГБОУ ДПО «Томского института переподготовки кадров и агробизнеса», Томского сельскохозяйственного института - филиала ФГБОУ ВО Новосибирского государственного аграрного университета;

- плановые встречи по вопросам целевого обучения студентов с руководителями томских сельскохозяйственных организаций по разъяснению порядка оказания мер государственной поддержки кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

2.4. В первом полугодии 2020 года Департаментом по культуре Томской области было направлено письмо в адрес Министерства культуры Российской Федерации с информацией об общей потребности региона в подготовке специалистов отрасли культуры, а также о необходимости увеличения квот по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в сфере культуры.

В качестве мер, направленных на расширение практики заключения договором о целевом обучении, Департаментом по культуре Томской области были заключены соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений с такими образовательными учреждениями как: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры».

Принимая во внимание, что заказчиками и работодателями в договоре о целевом обучении обозначены областные и муниципальные учреждения культуры Томской области, с руководителями указанных учреждений на регулярное основе ведется работа, направленная на увеличение количества заключенных договоров о целевом обучении по специальностям в области культуры.

В качестве результатов проведенной работы необходимо отметить заключение в текущем году договоров о целевом обучении между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» и учреждениями культуры из Асиновского, Колпашевского и Бакчарского районов. Также договоры на целевое обучения были заключены по программе магистратуры с областным государственным автономным учреждением культуры «Томская областная универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина».

В настоящее время ведется системная работа с руководителями учреждений, направленная на использования возможностей целевого обучения в сфере культуры.

2.5. С целью обеспечения кадровой потребности в специалистах для иных отраслей экономики и социальной сферы отраслевыми департаментами Администрации Томской области были направлены информационные письма в подведомственные учреждения, муниципальные образования и руководителям предприятий о расширении практики заключения договоров о целевом обучении студентов. В 2021 году работа в данном направлении будет продолжена.

Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2020-11-03 14:46
    Комментариев нет.

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти