Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Статус: На контроле

Срок: 11.01.2018

Ближайший срок: 12.01.2020

Период: Ежегодно

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

 

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2018

Ближайший срок: 01.10.2019

Период: Ежегодно

В ходе подготовки педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в период с октября 2017 по октябрь 2018 года в Томской области году организованы и проведены курсы повышения квалификации по 26 темам. В рамках курсов рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального,  основного общего, среднего общего образования; организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ФГОС; организация образовательной деятельности с использованием интерактивных и электронных форм обучения; особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС и т.д.

Обучение на курсах повышения квалификации по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов прошли 100% педагогических работников системы общего образования Томской области, в частности в 2017 – 2018 учебном году курсовую подготовку прошли 1787 человек.

Актуализирована методическая база для реализации мероприятий по обеспечению соответствия кадрового состава требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Подготовлены информационно-методические письма Департамента общего образования Томской области «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования» от 06.04.2018 № 57-1354, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования» от 06.04.2018 № 57-1352, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС среднего общего образования» от 03.05.2018 № 57-1752, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» от 11.04.2018 № 57-1423, «О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 21.06.2018 № 57-2455, «О преподавании в общеобразовательных организациях учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2469, «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2470.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.11.2017

Ближайший срок: 01.11.2020

Период: Ежегодно

В Томской области 21.12.2015 года утвержден «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер.) В целях реализации Концепции преподавания русского языка и литературы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р, распоряжением Департамента общего образования Томской области от 07.02.2019 № 97-р (далее - Распоряжение № 97)утвержден план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в регионе. Комплексом мер и Распоряжением № 97-р предусмотрены мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации в муниципальных образованиях региона.

В 2019 году в системе общего образования Томской области, в соответствии с планом работы, был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1) Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации. Формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

Мониторинг позволил уточнить перечень образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, а также их переподготовка и повышение квалификации:

- областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет».

В 2019 году для учителей русского языка и литературы в Томской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным программам:

- «Коммуникативная компетенция и ее роль в совершенствовании связной речи обучающихся» (количество участников – 25 человек);

- «Теория и практика основ языковой адаптации детей-инофонов в школе» (количество участников – 173 человека). В ходе проведения курсов повышения квалификации были рассмотрены следующие темы: «Проблема понимания и восприятия текста детьми-инофонами (билингвами)», «Психологические и этнопсихологические основы обучения учащихся-билингвов русскому языку как неродному», «Методика организации занятий в поликультурном классе», «       Обучение говорению, аудированию и письму детей-инофонов», «Чтение, письмо, устная речь на разных уровнях обучения русскому языку как неродному».

2) Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации (в рамках организации и проведения конференций, научно-практических семинаров).

25.01.2019 в рамках дистанционной лаборатории «Противодействие экстремизму, геноциду и ксенофобии в молодежной среде» проведен семинар-практикум «Диалог культур и диалог в культуре как способ гармоничного включения в этнообразовательную и социокультурную среду», в котором приняли участие 50 человек. В ходе работы семинара педагогические работники образовательных организаций Томской области и представители национально-культурных автономий обсуждали вопросы, связанные со спецификой проведения в образовательном пространстве межкультурного и внутрикультурного диалога, особенностями национального мировосприятия учащихся. Кроме того, педагоги-практики делились опытом организации занятий в поликультурном классе, способами вовлечения в пространство межкультурного диалога обучающихся, в том числе и во время внеурочной деятельности.

25.03.2019 состоялся научно-практический семинар «Диалог культур: общие и частные вопросы преподавания школьных дисциплин», на котором обсуждались актуальные вопросы этнокультурного образования в рамках реализации основной образовательной программы в условиях федерального государственного образовательного стандарта, связанные с организацией обучения детей-инофонов, а также вопросы, возникающие в процессе проведения занятий в поликультурном разноуровневом классе.

29.03.2019 состоялась II открытая научно-практическая конференция «Этнопедагогика: теория и практика», на которой были обсуждены актуальные вопросы в области этнокультурного образования в Томской области (количество участников – 40 человек).

30.04.2019 был проведен обучающий семинар-практикум «Проблема взаимодействия национальных культур: этнокультурные коды коренных народов Сибири» (количество участников – 37 человек), в котором приняли участие координаторы Центров этнокультурного образования, педагогические работники, занимающиеся этнокультурным образованием, проблемой межнациональных отношений в образовательных организациях Томской области. На семинаре были обсуждены вопросы, связанные с сохранением традиционных языков коренных народов Сибири, с культурным разнообразием региона.

23.08.2019 была проведена конференция «Региональная литература на уроках русского языка, литературы и во внеклассных мероприятиях», целью которой являлась систематизация теоретического и практического опыта по изучению региональной литературы (количество участников – 90 человек).

В рамках Томского форума «Нацполитика. Томск 2019» 8-9 октября 2019 года состоялась XVII межрегиональная научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров» (далее – конференция). Ключевым событием конференции и форума явилась презентация Центра русского языка для детей мигрантов, основные направления деятельности которого направлены на  необходимость получения детьми-инофонами равных условий и возможностей, наряду с носителями русского языка, для повышения качества образования, социализации и карьеры.

В рамках конференции была организована работа научно-практической лаборатории «Диалог культур и диалог в культуре как способ включения в образовательную и социокультурную среду».

На конференции обсуждались ключевые вопросы сохранения и популяризации языков и культур, были обозначены основные векторы выстраивания взаимодействия «общеобразовательные организации – вузы – национально-культурные автономии – органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» в контексте этнокультурного образования и межэтнических отношений в регионе. В работе конференции приняли участие более 100 работников общеобразовательных организаций, представители образовательных организаций высшего образования, национально-культурных автономий,  общественных организаций, органов исполнительной власти Томской области. 

На территории г. Томска определены 8 базовых образовательных организаций, которые в течение октября-ноября 2019 года реализуют спецкурсы для обучающихся-инофонов (14 групп, 168 человек), и спецкурсы для семей, в которых есть дети-инофоны (4 группы, 48 человек).

3) Обобщение и систематизация лучших практик.

На территории Томской области осуществляется формирование и сопровождение электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации. На официальном сайте областного государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» в разделах «Центр русского языка» и «Этнокультурное образование»  размещены актуальные методические разработки учителей русского языка и литературы.

4) Выявление и развитие профессионального мастерства (профессиональные конкурсы, мастер-классы, работа Ассоциации учителей русского языка и литературы).

В 2018-2019 учебном году учителями русского языка было проведено 203 мастер-класса (количество участников – 2693 человека). Количество общеобразовательных организаций, на базе которых были проведены мастер-классы, составило 126. Основные темы, по которым были проведены мастер-классы, следующие: «Построение урока по модели "Ротация станций"», «Приемы смыслового чтения на уроках литературы», «Технология развития речи школьника "Речевая пятиминутка"», «Проектная деятельность на уроках русского языка», «Применение программы пликерс на уроках русского языка и литературы» и др.

В 2018-2019 учебном году состоялась региональная олимпиада в области лингвистического образования для учителей русского языка и литературы, в которой приняли участие 180 педагогических работников. 

В Томской области функционирует региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая способствует совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных организациях Томской области и обновлению кадрового состава учителей русского языка.

5) Мероприятия с обучающимися, направленные на поддержку, развитие и популяризацию русского языка

С 14 по 22 февраля 2019 в общеобразовательных организациях Томской области были проведены мероприятия, посвященные Международному дню родного языка:

- уроки грамотности, тематические уроки (количество участников – 38190 обучающихся из 248 общеобразовательных организаций);

- классные часы (количество участников – 24868 обучающихся из 207 общеобразовательных организаций);

- конкурсы рисунков, стихотворений (количество участников – 15344 обучающихся из 183 общеобразовательных организаций);

- творческие конкурсы, школьные олимпиады, библиотечные уроки – защиты проектов, выставки книг, выпуски тематических газет (количество участников – 28844 обучающихся из 195 общеобразовательных организаций).

В марте 2019 года была проведена региональная интеллектуальная игра для обучающихся 8-11 классов «Знаешь ли ты русский язык», в  заочном и очном этапах которой приняли участие 155 человек. В марте – апреле 2019 года общеобразовательные организации Томской области приняли участие в проведении всероссийских проверочных работ по русскому языку: 4 класс -  9507 участников, 5 класс – 8515 участников, 6 класс – 2206 участников. 27.04.2019 состоялась открытая научно-практическая конференция «Язык как средство коммуникации» (количество участников – 170 человек).

В мае 2019 года в 219 общеобразовательных организациях Томской области были проведены мероприятия в рамках Всероссийского урока русского языка, посвященного Дню рождения А.С.Пушкина: конкурсы, квесты, викторины, интеллектуальные игры (количество участников – 15418 человек).

В 2018-2019 учебном году в Томской области были проведены школьный, муниципальный и региональный этапы всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». В региональном этапе приняли участие 60 обучающихся из 20 муниципальных образований Томской области. Также были проведены школьный, муниципальный и региональный этапы Всероссийского конкурса сочинений. В региональном этапе приняли участие 53 обучающихся из 15 муниципальных образований Томской области.

Обучение на родном (нерусском) языке осуществляется через организацию занятий внеурочной деятельности по запросам родителей (законных представителей) в следующих общеобразовательных организациях Томской области:

- татарский язык изучается в двух общеобразовательных организациях Томской области: муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Чернореченская средняя общеобразовательная школа» Томского района и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 66 г. Томска;

- удмуртский язык изучается в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нижнетигинская основная общеобразовательная школа» Чаинского района.

 

 В части высшего образования Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) систематически проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации. С февраля 2018 года работниками кафедры языков народов Сибири ТГПУ регулярно (2 раза в неделю) проводятся занятия по селькупскому языку, целью которых является увеличение числа говорящих на этом языке.

Сотрудниками ТГПУ осуществляется консультирование представителей коренных малочисленных этносов Сибири по лингвистическим, этнографическим и культурологическим аспектам; разработка научных концепций этнокультурных центров, направленных на сохранение и популяризацию языка и культуры коренных малочисленных этносов Сибири. ТГПУ оказывает поддержку активным представителям коренного населения Томской области.

В 2019 году в ТГПУ с участием активистов ТРОО «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области» на базе Научной библиотеки ТГПУ были проведены следующие мероприятия:

  • 14-16 февраля 2019 г. – «Семинары по селькупскому языку и культуре» (проведены лекции и семинары по истории селькупского языка и селькупской культуре, практические занятия по селькупскому языку), участники – селькупы, ханты Томской области, ученые и собучающиеся ТГПУ;
  • 20 февраля 2019 г. – «Сказки народов Сибири за чашкой чая» (прозвучали сказки на кетском, селькупском, хантыйском, телеутском и чулымско-тюркских языках), участники – селькупы, ханты Томской области, ученые, студенты, учащиеся учебных заведений г. Томска;
  • 15 мая 2019 г. – «Круглый стол №1. Проблемы сохранения и ревитализации исчезающих языков Томской области» (обсуждены вопросы внедрения преподавания селькупского языка в образовательную систему Томской области), участники – селькупы, ханты Томской области, ученые, обучающиеся, представители ректората ТГПУ, представители Администрации Томской области;
  • 14 июня 2019 г. – «Круглый стол №2. Проблемы сохранения и ревитализации исчезающих языков Томской области» (обсуждены вопросы внедрения преподавания селькупского языка в образовательную систему Томской области), участники – селькупы, ханты Томской области, ученые, обучающиеся, представители ректората ТГПУ, представители Администрации Томской области;
  • 9 июля 2019 г. – «Селькупский концерт» (прозвучали песни на селькупском языке), участники – селькупы, ханты Томской области, ученые и обучающиеся ТГПУ.

До конца 2019 года планируется проведение «Круглого стола №3. Проблемы сохранения и ревитализации исчезающих языков Томской области», в рамках которого будут обсуждаться результаты мониторинга о потребности изучения селькупского языка в школах Томской области.

24-27 июня 2020 года запланирована к проведению XXVII научная конференция «Дульзоновские чтения», посвященная проблемам изучения языков Российской Федерации, на которой традиционно будет представлена секция «Национальное образование».

 

В части полномочий Департамента по культуре Томской области в 2019 году проведены мероприятия, направленные  на развитие языков народов Российской Федерации.

В ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека» состоялся цикл мероприятий для детей и родителей «Наша Родина - Россия», в ходе которых они познакомились с культурой, традициями и обычаями народов России: бурят, татар, армян, азербайджанцев, белорусов, поляков, немцев и других (прошло12 занятий).

Ежегодно в Томской области проходит фестиваль «Томская книга», основным событием которого является выставка печатной продукции, выпущенной издательствами и типографиями области за прошедший год. Главная задача проекта - популяризация литературного наследия авторов региона. В течение недели жители города могут посетить серию различных мероприятий. На площадках ОГАУК «Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина»  проходят презентации новых книг томских писателей, встречи с их авторами, «круглые столы», краеведческие лектории и викторины, музыкально-литературные гостиные.

Основным направлением работы ОГАУК «Центр татарской культуры» является сохранение и развитие культурного наследия татар. Главная задача учреждения – возрождение нации через духовное и интеллектуальное развитие личности. Творческая деятельность Центра способствует развитию межнациональных связей, толерантности, сохранению, развитию и  популяризации обычаев и традиций татарского народа, проживающего в Томске и Томской области, восстановлению и развитию преемственности между старшим поколением и молодежью, созданию условий для реализации творческих возможностей детей и молодежи, для эмоционального и духовного сближения представителей разных национальностей.

С целью сохранения, популяризации и развития языков народов, проживающих на территории Томской области, в ОГАУК «Центр татарской культуры» (ОГАУК «ЦТК») на постоянной основе работают 15 коллективов и творческих объединений: Кружок «Татарский язык и традиции» (детская группа), Кружок татарского языка для молодежи, Народный самодеятельный коллектив Хор ветеранов «Нур», Хореографический ансамбль «Айнур» (взрослая и детская группы,  Вокальный ансамбль «Ялкын», Детский вокально-хореографический ансамбль «Кубаляк»,  Вокально-хореографический ансамбль «Чулпан»,  Кружок «Сольное пение для детей», Молодежный клуб «Дуслар», Вокальный ансамбль «Миляуша» (Рябинушка), Клуб краеведов «Якташлар» (Земляки), Клуб ветеранов «Заисток», Детский вокальный ансамбль «Сандугач» (Соловей), Клуб деловых встреч.

ОГАУК «ЦТК» совместно ТРОО «Мультикультурный Томск» проводит уроки дружбы, участвует в акциях, посвященных Международному дню мира, Дню единства. На базе Центра действует клуб межнационального общения «Мы разные, но мы вместе». В программах межнациональных молодежных вечеров участвовали творческие коллективы польских, немецких, казахских, армянских национально-культурных центров, гости из Вьетнама, Ирана, Монголии. Главная задача организаторов молодежных программ – развитие толерантного отношения к представителям разных конфессий, создание условий для реализации творческих возможностей молодежи, эмоциональное и духовное сближение с участниками межнациональных программ.

Ежегодно Центр проводит национальные праздники, концерты, конкурсы и фестивали с целью гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России.

Уникальным и новым проектом ОГАУК «Центр татарской культуры стала целевая профильная смена «АЛГА», которая стартовала в этом году 6 июня и прошла в детском оздоровительном лагере «Восход». Участие в смене приняли 180 ребятишек. Особенностью смены «Алга» стало то, что погружение в родную татарскую культуру было почти круглосуточное. В первой половине дня проводились профильные занятия, во второй половине дня дети участвовали в культурных мероприятиях на свежем воздухе, вечером смотрели через проектор народные татарские сказки-мультфильмы. В одной из комнат лагеря для детей была организована библиотека татарской литературы. Дети сами выбирали книги для чтения.

При областном государственном автономном учреждении культуры «Дворец народного творчества «Авангард» осуществляет работу «Дом дружбы», который объединил под своей крышей представителей большого количества национально-культурных автономий. Его цель – сохранение и развитие культурного потенциала национальных объединений Томской области, формирование национальной самобытности путем возрождения и популяризации культурных традиций народов, проживающих на территории региона.

При Доме дружбы работает воскресная школа «Союза армян», посещая которую дети изучают свой родной язык, историю христианства. Обучение детей проводится в четырех классах. Учебники школа получает при поддержке Министерства диаспор Республики Армения. Помимо этого, проводятся курсы польского языка, где дети изучают свой родной язык и культуру. Большое внимание уделяется воспитанию чувства толерантности и уважения к другим культурам.

Основная задача ОГАУК «Томский областной Российско-немецкий Дом» – сохранение культуры, родного языка, традиций и обычаев немцев, проживающих в регионе, содействие в их самоорганизации, развитие межнациональных и международных связей, участие в программах и проектах по культуре и туризму, создание условий для гармоничного развития детей и взрослых. Учреждением на постоянной основе проводятся конкурсы, фестивали, выставки, направленные на сохранение и развитие культуры российских немцев.

Помимо этого, при ОГАУК «ТО РНД» осуществляют деятельность 17 клубных формирований. Среди них особо следует выделить: языковые кружки «Немецкий с удовольствием», этнокультурный кружок «Regenbogen. Basteln», этнокультурный кружок «Regenbogen. Tanzen», Театральная студия для молодежи «Die Träume», «Курсы по возрождению традиций, обычаев и языка российских немцев». Количество участников клубных формирований составляет в 2019 году 96 человек.

Кроме того, крупным проектом ОГАУК «ТО РНД» является летняя смена этнокультурного языкового лагеря «Sommercamp». Языковая смена – возможность для школьников познакомиться с традициями и обычаями немцев и продолжить изучать язык в нетрадиционной форме. С детьми работают профессиональные педагоги. Для ребят подготовлена насыщенная программа: развивающие игры и коммуникативные задания, мастер-классы и творческие мастерские, спортивные игры и вечерние мероприятия. В 2019 году летняя смена стартовала 26 июля и прошла уже в седьмой раз. Участие в ней приняли 85 ребят.

В  течение 2019 года на территории Томской области реализовано более 200 мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию языков коренных малочисленных народов.

Дополнительно, в целях подготовки проекта рекомендаций по итогам Международного Года языков коренных народов в России, Администрацией Томской области при участии Общественной палаты Томской области, а также экспертного и научного сообщества региона направлены соответствующие предложения в адрес ФАДН России.

В 2019 году Фондом президентских грантов поддержано 2 проекта общественных объединений коренных малочисленных народов Томской области, направленных на сохранение, популяризацию и развитие языков коренных малочисленных народов.

Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2019-11-18 16:40
    Комментариев нет.

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти