Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Статус: На контроле

Срок: 11.01.2018

Ближайший срок: 12.01.2019

Период: Ежегодно

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

 

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2018

Ближайший срок: 01.10.2019

Период: Ежегодно

В ходе подготовки педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в период с октября 2017 по октябрь 2018 года в Томской области году организованы и проведены курсы повышения квалификации по 26 темам. В рамках курсов рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального,  основного общего, среднего общего образования; организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ФГОС; организация образовательной деятельности с использованием интерактивных и электронных форм обучения; особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС и т.д.

Обучение на курсах повышения квалификации по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов прошли 100% педагогических работников системы общего образования Томской области, в частности в 2017 – 2018 учебном году курсовую подготовку прошли 1787 человек.

Актуализирована методическая база для реализации мероприятий по обеспечению соответствия кадрового состава требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Подготовлены информационно-методические письма Департамента общего образования Томской области «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования» от 06.04.2018 № 57-1354, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования» от 06.04.2018 № 57-1352, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС среднего общего образования» от 03.05.2018 № 57-1752, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» от 11.04.2018 № 57-1423, «О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 21.06.2018 № 57-2455, «О преподавании в общеобразовательных организациях учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2469, «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2470.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.11.2017

Ближайший срок: 01.11.2018

Период: Ежегодно

В Томской области реализуется «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер), утвержденный 21.12.2015 г. заместителем Губернатора Томской области по социальной политике и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Комплексом мер предусмотрены мероприятия, направленные на мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации через создание условий в муниципальных образованиях региона.

1. В 2017 году в системе общего образования Томской области в соответствии с планом работы был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1) Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

Мониторинг позволил уточнить перечень образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, их переподготовка и повышение квалификации:

- областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;

- ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».

В 2017 году для учителей русского языка и литературы в Томской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным программам:

- «Современные образовательные технологии преподавания русского языка и литературы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- «Итоговое сочинение: тематические направления, жанры, контроль».

2) Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации (в рамках организации и проведения конференций, научно-практических семинаров).

В апреле 2017 года в Томской области в рамках поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации была проведена XVI межрегиональная научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров» (далее – Конференция), в работе которой приняли участие 407 человек. Конференция объединила на своих площадках педагогических работников образовательных организаций, преподавателей высших учебных заведений, представителей национально-культурных автономий и общественных организаций, представителей органов государственной власти. На Конференции большое внимание было уделено обсуждению вопросов сохранения и популяризации языков, культур, национальных традиций народов, организации педагогических практик в области этнокультурного образования, а также выстраивания взаимодействия между образовательными организациями, высшими учебными заведениями, национально-культурными автономиями и органами государственной власти.

В рамках работы Конференции состоялось открытое заседание межведомственного Координационного совета по реализации Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной образовательной среды в Томской области. Центральной темой открытого заседания Координационного совета явились вопросы продвижения социальных и образовательных проектов в области поликультурного и этнокультурного образования национально-культурными автономиями на территории Томской области. Всего в мероприятиях Конференции приняли участие представители различных национальных автономий и общественных организаций Томской области: азербайджанской, узбекской, киргизской, чеченской, немецкой, еврейской общин.

25.08.2017 в рамках Томского августовского образовательного салона состоялась работа лаборатории «Этнокультурное образование в Томской области».

Лаборатория объединила на своей площадке педагогических работников общего и дополнительного образования, в том числе учителей русского языка, воспитателей, координаторов Центров этнокультурного образования, преподавателей высших учебных заведений, представителей национально-культурных автономий и общественных организаций. Всего в работе лаборатории приняли участие 38 человек. 

Тема заседания касалась истории развития этнокультурного образования в Томской области. В ходе работы лаборатории в исторической ретроспективе были рассмотрены этапы развития этнокультурного образования в Томской области и Сибири в целом. Особое внимание уделялось региональным традициям в этнокультурном образовании, анализировалась система национального образования, начиная от инородческих школ до современного времени.

В 2017 году в Томской области для учителей  русского языка и литературы были проведены семинары-совещания по темам «Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы», «Современный урок литературы: пути повышения эффективности», «Произведения сибирских писателей на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях. Методический аспект»,  «Образовательно-просветительская деятельность НКА: открытость, ресурсы, развитие», в работе которых приняли участие 234 человека.

3) Обобщение и систематизация лучших практик.

На территории Томской области осуществляется формирование и сопровождение электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации. На официальном сайте областного государственного учреждения «Региональный центр развития образования» в разделах «Центр русского языка» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov/) и «Этнокультурное образование» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti/) размещены методические разработки учителей русского языка и литературы.

4) Выявление и развитие профессионального мастерства (профессиональные конкурсы, мастер-классы, работа Ассоциации учителей русского языка и литературы).

В мае 2017 года на территории Томской области в рамках празднования Дня русского языка на базе 91 общеобразовательной организации были организованы и проведены 209 мастер-классов, в которых приняли участие 2 205 человек, в т.ч. 176 учителей русского языка и литературы. Мастер-классы были проведены по следующим темам:

- «Адаптивная технология и социализация обучающихся на уроках русского языка, в том числе для детей, для которых русский язык не является родным»;

- «Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими особые образовательные возможности на уроках русского языка»;

- «Способы переработки информации в рамках межпредметной программы «Стратегия смыслового чтения» (работа с детьми для которых русский язык не является родным языком);

- «Проектная задача на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных учебных действий».

В 2017 году в общеобразовательных организациях Томской области проведена региональная олимпиада для учителей русского языка и литературы, в которой приняли участие 135 человек.

В Томской области функционирует региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая способствует совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных организациях Томской области и обновлению кадрового состава учителей русского языка.

II. В соответствии со Стратегией формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015 – 2020 годы в Томской области функционирует сеть Центров этнокультурного образования, активно реализующих проекты и программы этнокультурного образования. Центры ориентированы на создание образовательной среды для позитивного взаимодействия различных этносов, распространения лучших педагогических практик в области этнокультурного образования. В 2017 году в региональную сеть этнокультурных центров включено 41 учреждение образования и культуры из 12 муниципальных образований Томской области. Для педагогических работников и координаторов данной сети, педагогических работников дополнительного и дошкольного образования, а также для представителей национально-культурных автономий, общественных организаций, преподавателей и студентов высших учебных заведений в контексте деятельности сети Центров этнокультурного образования регулярно проводятся научно-практические семинары, конференции, лаборатории, мастер-классы, заседания Координационного совета.

III. Обучение на родном (нерусском) языке (татарский язык) осуществляется в муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Чернореченская средняя общеобразовательная школа» Томского района по запросам родителей через организацию занятий внеурочной деятельности. 

 

В части высшего профессионального образования Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации. В университете продолжается апробация теоретической комплексной модели реализации этнокультурного компонента в общеобразовательной практике региона по госзаданию Министерства образования и науки Российской Федерации (проект №3916 Научные основы развития этнокультурного компонента в образовательной практике региона), что позволяет:

а) осуществить верификацию теоретической достоверности и продуктивности разработанной комплексной модели, а также описать социально-педагогические условия реализации модели в общеобразовательной практике региона;

б) внедрить в общеобразовательную практику региона педагогические технологии, направленные на развитие этнического сознания, этнической идентификации;

в) усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров, направленную на развитие профессионально-педагогической компетентности с учетом поликультурной образовательной ситуации.

Кроме того, при поддержке зарубежных и российских фондов реализуются международные исследовательские проекты «Комплексная документация и анализ языкового материала трех исчезающих тюркских языков Сибири: чулымско-тюркского, эуштинско-татарского и телеутского», «Типология категории посессивности на материале языков обско-енисейского ареала», которые имеют фундаментальный и прикладной характер. Языками проектов являются относящиеся к угрожаемым аборигенным языкам Сибири языки коренных этносов Томской, Кемеровской областей, Красноярского края. В рамках проектов осуществляются экспедиционные исследования языков и культур миноритарных этносов Сибири. Архивный фонд кафедры языков народов Сибири ТГПУ по исчезающим языкам регулярно пополняется языковыми и этнолингвистическими данными, документация материала ведется с использованием современных методологических и технологических возможностей.

27-28 июля 2017 года состоялась 28-я международная конференция «Дульзоновские чтения», посвященная 70-летию Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона (в 1947 году профессором А.П. Дульзоном была разработана комплексная программа по изучению языков и культур аборигенных народов Сибири). В данном мероприятии приняли участие ведущие специалисты региона в области этнографии и этнолингвистики, а также носители и преподаватели языков народов России.

В 2017-2018 гг. планируется проведение семинаров для представителей селькупского этноса по изучению и преподаванию родного языка.

До конца 2017 года выйдет очередной пятый том собрания аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала. Языковой материал данного сборника охватывает обширную территорию Западной Сибири, условно обозначаемую как обско-енисейский языковой ареал. Материалы сборника представляют интерес для широкого круга ученых – лингвистов, типологов, историков, этнографов, филологов, а также для представителей миноритарных этносов селькупов, кетов, хантов, чулымских тюрков, телеутов, нганасан.

Учрежденный Томским государственным педагогическим университетом в 2013 г. «Томский журнал лингвистических и антропологических исследований» включен c 10.09.2017 г. в индекс научного цитирования Web of Science ESCI. Приоритетной целью журнала является организация плодотворного научного обмена между исследователями в широком круге специальных областей лингвистики и антропологии, объединенных, прежде всего, общим географическим ареалом – Сибирью. Теоретические, методологические и технологические аспекты лингвистических и антропологических изысканий представляют приоритетный интерес издания.

Сотрудниками ТГПУ осуществляется научное консультирование представителей коренных малочисленных этносов Сибири по лингвистическим, этнографическим и культурологическим аспектам; ведется разработка научных концепций этнокультурных центров, направленных на сохранение и популяризацию языка и культуры коренных малочисленных этносов Сибири. ТГПУ оказывает поддержку активным представителям Ассоциаций коренных малочисленных народов.

С целью сохранения, популяризации и развития языков народов, проживающих на территории Томской области, в ОГАУК «Центр татарской культуры» на постоянной основе работают следующие коллективы
и творческие объединения:

  • Кружок «Татарский язык и традиции» (детская группа).
  • Кружок татарского языка для молодёжи, преподаются основы ислама, мусульманские традиции и обычаи.
  • Народный самодеятельный коллектив Хор ветеранов «Нур».
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Ялкын».
  • Детский вокально-хореографический ансамбль «Кубаляк».
  • Вокально-хореографический ансамбль «Чулпан».
  • Кружок «Сольное пение для детей и взрослых».
Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2018-09-28 16:40

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти