Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Статус: На контроле

Срок: 11.01.2017

Ближайший срок: 11.01.2018

Период: Ежегодно

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

п. 3 –

Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов               Российской Федерации:

в) рассмотреть с участием Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», ведущих университетов и объединений работодателей вопрос о подготовке инженерных и педагогических работников по программам специалитета.

Статус: Снят с контроля

В Томской области вопросы о подготовке инженерных и педагогических работников по программам специалитета были рассмотрены с участием Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», ведущих университетов и объединений работодателей:

1) па пленарной сессии «Современное образование и рынок труда: инновационные формы социального партнерства», которая прошла в рамках XIV Сибирского форума образования «Современное образование — как ресурс инновационного развития региона» (23-25 марта 2015 года);

2) на региональном семинаре по результатам общероссийского исследования эффективных моделей адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов (16 июня 2015 года).

Необходимо отметить, что снижения числа подготавливаемых инженерных кадров по программам специалитета в томских университетах не наблюдается. В тоже время в Томском государственном педагогическом университете снижается количество утвержденных бюджетных мест, связанных с подготовкой педагогических работников по программам специалитета. При этом растет число мест по программам магистратуры.

Государственной службой занятости населения Томской области реализуются мероприятия содействия занятости, которыми предусмотрено профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование безработных граждан: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет: незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность: а также профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации отдельных категорий граждан, не являющихся безработными (военные пенсионеры). Данные виды обучения не предусматривают получение профессионального образования, в том числе обучения по программам специалитета и направлены на получение профессиональной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2017

Ближайший срок: 01.10.2018

Период: Ежегодно

Система педагогического образования перешла на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3+).

Томский государственный педагогический университет (далее – ТГПУ) в связи с введением актуализированных ФГОС ВО модернизировал основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки (далее –УГСН) «Образование и педагогические науки». По всем направлениям подготовки педагогических кадров основные образовательные программы (далее – ООП) сориентированы на учёт запросов системы общего образования, как по введению федеральных образовательных стандартов общего образования, так и по соответствию кадров требованиям профессионального стандарта педагога. Соответствующие модули и блоки введены в базовую и вариативную часть программ. ТГПУ полностью сориентировал свою основную деятельность на подготовку педагогических кадров с учётом поэтапного введения федеральных образовательных стандартов общего образования. Мероприятия поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов в ТГПУ представлены в Приложении.

В Национальном исследовательском Томском государственном университете в связи с введением стандартов пересмотрена программа бакалавриата «Изобразительное искусство» по направлению 44.03.01 Педагогическое образование и программы аспирантуры по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Приложение: Мероприятия Томского государственного педагогического университета поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.11.2017

Ближайший срок: 01.11.2018

Период: Ежегодно

В Томской области реализуется «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер), утвержденный 21.12.2015 г. заместителем Губернатора Томской области по социальной политике и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Комплексом мер предусмотрены мероприятия, направленные на мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации через создание условий в муниципальных образованиях региона.

1. В 2017 году в системе общего образования Томской области в соответствии с планом работы был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1) Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

Мониторинг позволил уточнить перечень образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, их переподготовка и повышение квалификации:

- областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»;

- ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;

- ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет».

В 2017 году для учителей русского языка и литературы в Томской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным программам:

- «Современные образовательные технологии преподавания русского языка и литературы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- «Итоговое сочинение: тематические направления, жанры, контроль».

2) Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации (в рамках организации и проведения конференций, научно-практических семинаров).

В апреле 2017 года в Томской области в рамках поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации была проведена XVI межрегиональная научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров» (далее – Конференция), в работе которой приняли участие 407 человек. Конференция объединила на своих площадках педагогических работников образовательных организаций, преподавателей высших учебных заведений, представителей национально-культурных автономий и общественных организаций, представителей органов государственной власти. На Конференции большое внимание было уделено обсуждению вопросов сохранения и популяризации языков, культур, национальных традиций народов, организации педагогических практик в области этнокультурного образования, а также выстраивания взаимодействия между образовательными организациями, высшими учебными заведениями, национально-культурными автономиями и органами государственной власти.

В рамках работы Конференции состоялось открытое заседание межведомственного Координационного совета по реализации Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной образовательной среды в Томской области. Центральной темой открытого заседания Координационного совета явились вопросы продвижения социальных и образовательных проектов в области поликультурного и этнокультурного образования национально-культурными автономиями на территории Томской области. Всего в мероприятиях Конференции приняли участие представители различных национальных автономий и общественных организаций Томской области: азербайджанской, узбекской, киргизской, чеченской, немецкой, еврейской общин.

25.08.2017 в рамках Томского августовского образовательного салона состоялась работа лаборатории «Этнокультурное образование в Томской области».

Лаборатория объединила на своей площадке педагогических работников общего и дополнительного образования, в том числе учителей русского языка, воспитателей, координаторов Центров этнокультурного образования, преподавателей высших учебных заведений, представителей национально-культурных автономий и общественных организаций. Всего в работе лаборатории приняли участие 38 человек. 

Тема заседания касалась истории развития этнокультурного образования в Томской области. В ходе работы лаборатории в исторической ретроспективе были рассмотрены этапы развития этнокультурного образования в Томской области и Сибири в целом. Особое внимание уделялось региональным традициям в этнокультурном образовании, анализировалась система национального образования, начиная от инородческих школ до современного времени.

В 2017 году в Томской области для учителей  русского языка и литературы были проведены семинары-совещания по темам «Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы», «Современный урок литературы: пути повышения эффективности», «Произведения сибирских писателей на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях. Методический аспект»,  «Образовательно-просветительская деятельность НКА: открытость, ресурсы, развитие», в работе которых приняли участие 234 человека.

3) Обобщение и систематизация лучших практик.

На территории Томской области осуществляется формирование и сопровождение электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации. На официальном сайте областного государственного учреждения «Региональный центр развития образования» в разделах «Центр русского языка» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov/) и «Этнокультурное образование» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti/) размещены методические разработки учителей русского языка и литературы.

4) Выявление и развитие профессионального мастерства (профессиональные конкурсы, мастер-классы, работа Ассоциации учителей русского языка и литературы).

В мае 2017 года на территории Томской области в рамках празднования Дня русского языка на базе 91 общеобразовательной организации были организованы и проведены 209 мастер-классов, в которых приняли участие 2 205 человек, в т.ч. 176 учителей русского языка и литературы. Мастер-классы были проведены по следующим темам:

- «Адаптивная технология и социализация обучающихся на уроках русского языка, в том числе для детей, для которых русский язык не является родным»;

- «Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими особые образовательные возможности на уроках русского языка»;

- «Способы переработки информации в рамках межпредметной программы «Стратегия смыслового чтения» (работа с детьми для которых русский язык не является родным языком);

- «Проектная задача на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных учебных действий».

В 2017 году в общеобразовательных организациях Томской области проведена региональная олимпиада для учителей русского языка и литературы, в которой приняли участие 135 человек.

В Томской области функционирует региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая способствует совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных организациях Томской области и обновлению кадрового состава учителей русского языка.

II. В соответствии со Стратегией формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015 – 2020 годы в Томской области функционирует сеть Центров этнокультурного образования, активно реализующих проекты и программы этнокультурного образования. Центры ориентированы на создание образовательной среды для позитивного взаимодействия различных этносов, распространения лучших педагогических практик в области этнокультурного образования. В 2017 году в региональную сеть этнокультурных центров включено 41 учреждение образования и культуры из 12 муниципальных образований Томской области. Для педагогических работников и координаторов данной сети, педагогических работников дополнительного и дошкольного образования, а также для представителей национально-культурных автономий, общественных организаций, преподавателей и студентов высших учебных заведений в контексте деятельности сети Центров этнокультурного образования регулярно проводятся научно-практические семинары, конференции, лаборатории, мастер-классы, заседания Координационного совета.

III. Обучение на родном (нерусском) языке (татарский язык) осуществляется в муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Чернореченская средняя общеобразовательная школа» Томского района по запросам родителей через организацию занятий внеурочной деятельности. 

 

В части высшего профессионального образования Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации. В университете продолжается апробация теоретической комплексной модели реализации этнокультурного компонента в общеобразовательной практике региона по госзаданию Министерства образования и науки Российской Федерации (проект №3916 Научные основы развития этнокультурного компонента в образовательной практике региона), что позволяет:

а) осуществить верификацию теоретической достоверности и продуктивности разработанной комплексной модели, а также описать социально-педагогические условия реализации модели в общеобразовательной практике региона;

б) внедрить в общеобразовательную практику региона педагогические технологии, направленные на развитие этнического сознания, этнической идентификации;

в) усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров, направленную на развитие профессионально-педагогической компетентности с учетом поликультурной образовательной ситуации.

Кроме того, при поддержке зарубежных и российских фондов реализуются международные исследовательские проекты «Комплексная документация и анализ языкового материала трех исчезающих тюркских языков Сибири: чулымско-тюркского, эуштинско-татарского и телеутского», «Типология категории посессивности на материале языков обско-енисейского ареала», которые имеют фундаментальный и прикладной характер. Языками проектов являются относящиеся к угрожаемым аборигенным языкам Сибири языки коренных этносов Томской, Кемеровской областей, Красноярского края. В рамках проектов осуществляются экспедиционные исследования языков и культур миноритарных этносов Сибири. Архивный фонд кафедры языков народов Сибири ТГПУ по исчезающим языкам регулярно пополняется языковыми и этнолингвистическими данными, документация материала ведется с использованием современных методологических и технологических возможностей.

27-28 июля 2017 года состоялась 28-я международная конференция «Дульзоновские чтения», посвященная 70-летию Томской лингвистической школы им. А.П. Дульзона (в 1947 году профессором А.П. Дульзоном была разработана комплексная программа по изучению языков и культур аборигенных народов Сибири). В данном мероприятии приняли участие ведущие специалисты региона в области этнографии и этнолингвистики, а также носители и преподаватели языков народов России.

В 2017-2018 гг. планируется проведение семинаров для представителей селькупского этноса по изучению и преподаванию родного языка.

До конца 2017 года выйдет очередной пятый том собрания аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала. Языковой материал данного сборника охватывает обширную территорию Западной Сибири, условно обозначаемую как обско-енисейский языковой ареал. Материалы сборника представляют интерес для широкого круга ученых – лингвистов, типологов, историков, этнографов, филологов, а также для представителей миноритарных этносов селькупов, кетов, хантов, чулымских тюрков, телеутов, нганасан.

Учрежденный Томским государственным педагогическим университетом в 2013 г. «Томский журнал лингвистических и антропологических исследований» включен c 10.09.2017 г. в индекс научного цитирования Web of Science ESCI. Приоритетной целью журнала является организация плодотворного научного обмена между исследователями в широком круге специальных областей лингвистики и антропологии, объединенных, прежде всего, общим географическим ареалом – Сибирью. Теоретические, методологические и технологические аспекты лингвистических и антропологических изысканий представляют приоритетный интерес издания.

Сотрудниками ТГПУ осуществляется научное консультирование представителей коренных малочисленных этносов Сибири по лингвистическим, этнографическим и культурологическим аспектам; ведется разработка научных концепций этнокультурных центров, направленных на сохранение и популяризацию языка и культуры коренных малочисленных этносов Сибири. ТГПУ оказывает поддержку активным представителям Ассоциаций коренных малочисленных народов.

С целью сохранения, популяризации и развития языков народов, проживающих на территории Томской области, в ОГАУК «Центр татарской культуры» на постоянной основе работают следующие коллективы
и творческие объединения:

  • Кружок «Татарский язык и традиции» (детская группа).
  • Кружок татарского языка для молодёжи, преподаются основы ислама, мусульманские традиции и обычаи.
  • Народный самодеятельный коллектив Хор ветеранов «Нур».
  • Вокально-инструментальный ансамбль «Ялкын».
  • Детский вокально-хореографический ансамбль «Кубаляк».
  • Вокально-хореографический ансамбль «Чулпан».
  • Кружок «Сольное пение для детей и взрослых».
Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2016-09-29 16:40