Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

п. 3 –

Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов               Российской Федерации:

в) рассмотреть с участием Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», ведущих университетов и объединений работодателей вопрос о подготовке инженерных и педагогических работников по программам специалитета.

В Томской области вопросы о подготовке инженерных и педагогических работников по программам специалитета были рассмотрены с участием Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», ведущих университетов и объединений работодателей:

1) па пленарной сессии «Современное образование и рынок труда: инновационные формы социального партнерства», которая прошла в рамках XIV Сибирского форума образования «Современное образование — как ресурс инновационного развития региона» (23-25 марта 2015 года);

2) на региональном семинаре по результатам общероссийского исследования эффективных моделей адаптации, закрепления и профессионального развития молодых педагогов (16 июня 2015 года).

Необходимо отметить, что снижения числа подготавливаемых инженерных кадров по программам специалитета в томских университетах не наблюдается. В тоже время в Томском государственном педагогическом университете снижается количество утвержденных бюджетных мест, связанных с подготовкой педагогических работников по программам специалитета. При этом растет число мест по программам магистратуры.

Государственной службой занятости населения Томской области реализуются мероприятия содействия занятости, которыми предусмотрено профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование безработных граждан: женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет: незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность: а также профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации отдельных категорий граждан, не являющихся безработными (военные пенсионеры). Данные виды обучения не предусматривают получение профессионального образования, в том числе обучения по программам специалитета и направлены на получение профессиональной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

1. Система педагогического образования перешла на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3+).

В апреле 2016 года Томский государственный педагогический университет (далее – ТГПУ) в связи с введением актуализированных ФГОС ВО модернизировал основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки (далее –УГСН) «Образование и педагогические науки».

По всем направлениям подготовки педагогических кадров основные образовательные программы (далее – ООП) сориентированы на учёт запросов системы общего образования, как по введению федеральных образовательных стандартов общего образования, так и по соответствию кадров требованиям профессионального стандарта педагога. Соответствующие модули и блоки введены в базовую и вариативную часть программ.

2. В 2015 году ТГПУ выполнял общероссийские проекты, направленные на совершенствование системы педагогического образования:

2.1. Апробация модели рассмотрения и учёта сведений о профессионально-общественной и общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации;

2.2. Апробация модели мониторинга качества реализации образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки».

В 2014-2015 годах ТГПУ являлся участником проекта Минобрнауки Российской Федерации «Модернизация педагогического образования» вуза-апробатора по проекту Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (далее - РГПУ) по программе модуля основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель), «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

В 2016 году ТГПУ включён в число соисполнителей проекта РГПУ «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог дошкольного образования»)».

В 2016 году ТГПУ включён в число соисполнителей проекта Московского городского педагогического университета (далее - МГПУ) по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования аспирантура, профиль «Педагог-исследователь (методист)».

В период приёмной кампании 2016 года ТГПУ осуществил набор на целевое обучение (по заявкам региона) по бакалаврским программам 228 человек, по магистерским программам – 105 человек.

3. ТГПУ осуществляет дополнительное профессиональное образование, в том числе педагогов Томской области, по программам повышения квалификации и переподготовки кадров, включающим в качестве модулей темы: «ФГОС, его структура, содержание»; «Современная система методов обучения»; «Типы уроков и их структура в соответствии с требованиями ФГОС»; «Специфика применения современной системы методов обучения для организации занятий для детей с ОВЗ».

Разработан и реализуется проект по научно-методическому сопровождению перехода сельских образовательных организаций на ФГОС общего образования. В системе – курсы повышения квалификации «Подготовка тьюторов для сопровождения профессиональной деятельности педагогов по проектированию и реализации современного урока»; «Современный урок» и др.; комплекс практических семинаров по современным типам уроков с привлечением опыта педагогов сельских школ Томской области; экспертиза ООП общего образования; апробация педагогических идей и др.

В течение 2015-2016 годов осуществлена масштабная программа переподготовки педагогов дошкольного воспитания г. Томска.

4. ТГПУ реализует ряд проектов, направленных на создание нового содержания и технологий подготовки педагогических кадров с учётом поэтапного введения федеральных образовательных стандартов общего образования, в том числе в пространстве сетевого взаимодействия. Среди них ключевыми и наиболее масштабными являются:

4.1. Проект по созданию системы элитного дополнительного школьного и педагогического образования. Одной из эффективных моделей выступил Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования (Центр), действующий с 2011 года. Его основная деятельность направлена на подготовку кадров для дополнительного образования и работу с одаренными детьми.

4.2. Проект по формированию новой модели организация практики студентов педагогического вуза в форме онлайн-подготовки к ЕГЭ – проект EGE70 (с конца 2013 года). Главные участники проекта – школьники и педагоги разных регионов России, для которых студенты проводят занятия в онлайн-режиме.

4.3. Проект по организации внеурочной деятельности и системы дополнительного образования со школами с использованием механизмов сетевого взаимодействия. Это направление прошло апробацию в 2014-2015 учебном году и в настоящее время реализуется в рамках сетевого взаимодействия с МАОУ СОШ №40 г. Томска по проекту «Открытый профильный класс». В рамках реализации ФГОС общего образования, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по общеинтеллектуальному развитию личности силами студентов и преподавателей на базе факультетов иностранных языков, физико-математического и биолого-химического организованы курсы для учащихся параллели 5 классов.

Таким образом, ТГПУ полностью сориентировал свою основную деятельность на подготовку педагогических кадров с учётом поэтапного введения федеральных образовательных стандартов общего образования. 

В Национальном исследовательском Томском государственном университете в связи с введением стандартов пересмотрена программа бакалавриата «Изобразительное искусство» по направлению 44.03.01 Педагогическое образование и программы аспирантуры по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки».

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

В Томской области реализуется «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер), утвержденный 21.12.2015 г. заместителем Губернатора Томской области по социальной политике и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Комплексом мер предусмотрены мероприятия, направленные на мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации через создание условий в муниципальных образованиях региона.

В 2016 году в системе общего образования Томской области в соответствии с планом работы был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1. Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

Мониторинг позволил уточнить перечень образовательных организаций, в которых осуществлялась подготовка преподавателей данной направленности, их переподготовка и повышение квалификации:

- РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) – изучение родного языка, национальной культуры, основ ведения традиционного хозяйства (2 человека);

- Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- Томский государственный педагогический университет /лаборатория языков народов Сибири, факультет технологии и предпринимательства (прикладное творчество);

- Томский государственный университет /проблемная лаборатория истории, этнографии, археологии Сибири.

В соответствии с Комплексом мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы, утвержденного 21.12.2015 г. заместителем Губернатора Томской области по социальной политике Ч.М. Акатаевым и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике М.А. Сонькиным в 2016 году для учителей Томской области организованы и проведены курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам «Современные образовательные технологии преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования» в том числе для учителей, работающих с детьми нерусской национальности, 108 часов (обучено 25 чел.).

До конца 2016 года запланированы краткосрочные курсы повышения квалификации по теме: «Проблемы преподавания русского языка: работа с текстом» - 17, 18 ноября 2016 г. в объеме 16 часов (25 чел.).

29 сентября 2016 г. на базе ОГБУ «Региональный центр развития образования» был организован и проведен семинар-практикум по социокультурной адаптации мигрантов (детей и родительской общественности) в целях оказания помощи в преодолении языкового барьера, изучения особенностей культуры (приняли участие 14 человек, количество часов - 6). По окончанию участникам семинара был предложен проект программы «Создание культурно-образовательной среды в поликультурной школе».

2. Обобщение и систематизация лучших практик (сборники, методические рекомендации, учебно-методические пособия, в том числе по обучению детей-мигрантов русскому языку).

Анализ полученных данных мониторинга позволил:

- создать условия для сопровождения электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov);

- внести корректировки в план работы Ассоциации учителей русского языка и литературы с привлечением учителей языков и литературы народов Российской Федерации, а также специалистов центров этнокультурного образования.

На территории Томской области, на базе 91 общеобразовательной организации, было организовано и проведено 178 мастер-классов, приняли участие  176 учителей русского языка и литературы. Общее количество участников – 2145 человек. Темы мастер-классов:

- «Адаптивная технология и социализация обучающихся на уроках русского языка»;

- «Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими особые образовательные возможности на уроках русского языка»;

- «Способы переработки информации в рамках межпредметной программы «Стратегия смыслового чтения»;

- «Проектная задача на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных учебных действий» и др.

В целях содействия изучению родного (нерусского) языка осуществляется разработка и издание учебно-методических мультимедийных пособий, электронных пособий для изучения родных языков, а также национальной культуры малочисленных народов Севера (Томский государственный университет (ТГУ), Томский государственный педагогический университет (ТГПУ)). Изданы сборники, которые используются в работе учителями русского языка и литературы общеобразовательных организаций Томской области по настоящее время.

На территории Томской области продолжает функционировать сеть центров этнокультурного образования из 37 образовательных организаций (распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.10.2015 г. № 731-р «Об утверждении списка организаций Томской области на присвоение статуса «Центр этнокультурного образования»). Педагоги Центров этнокультурного образования ведут урочные и дополнительные занятия, занимаются проектной деятельностью по этнокультурному направлению, разрабатывают мультимедийные презентации и пособия, электронные учебники, создают специализированные интернет-страницы на школьных сайтах.

В целях методического сопровождения учителей, работающих с детьми нерусской национальности, на сайте ОБГУ «Региональный центр развития образования» размещается информация: (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov).

3. Обучение на родном (нерусском) языке осуществляется по запросам родителей через спецкурсы, факультативные занятия и через организацию занятий внеурочной деятельности (Александровский, Каргасокский районы – ханты, Колпашевский, Парабельский районы – селькупы, Кривошеинский, Томский районы – татарский язык).

В системе высшего образования ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации в рамках направления «Языки народов Российской Федерации в сфере образования и науки».

В частности, осуществляется апробация теоретической комплексной модели реализации этнокультурного компонента в общеобразовательной практике региона по госзаданию Министерства образования и науки Российской Федерации (проект №3916 «Научные основы развития этнокультурного компонента в образовательной практике региона»), что позволит:

а) осуществить верификацию теоретической достоверности и продуктивности разработанной комплексной модели, а также описать социально-педагогические условия реализации модели в общеобразовательной практике региона;

б) внедрить в общеобразовательную практику региона педагогические технологии, направленные на развитие этнического сознания, этнической идентификации;

в) усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров, направленную на развитие профессионально-педагогической компетентности с учетом поликультурной образовательной ситуации.

Кроме того, при поддержке зарубежных грантов реализуются международные исследовательские проекты «Комплексная документация и описание двух исчезающих языков коренного населения Сибири: архивные материалы и последние носители восточно-хантыйского и южно-селькупского языков» и «Комплексная документация и анализ языкового материала трех исчезающих тюркских языков Сибири: чулымско-тюркского, эуштинско-татарского и телеутского». Языки проектов являются языками коренных этносов Томской, Кемеровской областей, Красноярского края, и относятся к угрожаемым аборигенным языкам Сибири. По итогам проектов будет создан уникальный мультимедийный цифровой архив по языкам и культурам Сибири.

В части полномочий Департамента по культуре и туризму Томской области мониторинг показал следующее.

В «Доме дружбы» (филиал ОГАУК «ДНТ «Авангард») на постоянной основе проходят курсы аварского, бурятского, польского, армянского, греческого, еврейского языков. Слушателями курсов являются представители национально-культурных автономий и землячеств, проживающих в Томске.

В ОГАУК «Центр татарской культуры» осуществляет деятельность кружок для детей «Татарский язык и традиции», где желающие обучаются татарскому языку. Кроме того, в 2016 г. были проведены акция «Я говорю по-татарски» и турнир переводчиков «Я люблю татарский».

В ОГАУК «Российско-немецкий дом» для российских немцев и всех желающих организованы курсы немецкого языка. Помимо этого, летом 2016 г. было реализовано 2 проекта: летний оздоровительный лагерь дневного пребывания (языковая профильная смена «Sommerexpress») при гимназии № 6 и смена языкового и творческого развития школьников с этнокультурным компонентом «Sommercamp» в ДОЛ «Восход», которые позволили повысить уровень знаний немецкого языка у детей, изучавших его ранее, а также познакомить школьников с немецкой литературой, культурой, традициями и обычаями Германии.

Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2016-09-29 16:40