Исполнение поручений Президента Российской Федерации

Наименования поручения

Содержание поручения

Результат исполнения

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

23 ноября 2014 года

утвержден 01.07.2014 № Пр-1627

п. 2 –

Правительству Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, а также государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов:

а) разработать и представить в установленном порядке предложения:

по использованию методики расчёта потребности в инженерно-технических кадрах при проведении публичного конкурса на управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольных цифр приёма граждан для обучения по специальностям и направлениям подготовки в области инженерного дела, технологии и технических наук за счёт бюджетных средств.

Статус: На контроле

Срок: 11.01.2018

Ближайший срок: 12.01.2019

Период: Ежегодно

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области осуществляет подготовку предложений по корректировке проекта контрольных цифр приема граждан для обучения по программам высшего образования, сформированного Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом возможностей образовательной сети региона, предложений объединений работодателей и стратегических ориентиров развития Томской области.

При корректировке проекта контрольных цифр приема используется «Методика расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах», утвержденная совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 407/641.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с участниками форума «Качественное образование во имя страны» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ» «ЗА РОССИЮ»

15 октября 2014 года

утвержден 12.12.2014 № Пр-2876

 

п. 6 –

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

б) обеспечить:

подготовку педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Статус: На контроле

Срок: 01.10.2018

Ближайший срок: 01.10.2019

Период: Ежегодно

В ходе подготовки педагогических кадров с учетом поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в период с октября 2017 по октябрь 2018 года в Томской области году организованы и проведены курсы повышения квалификации по 26 темам. В рамках курсов рассмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального,  основного общего, среднего общего образования; организация образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ФГОС; организация образовательной деятельности с использованием интерактивных и электронных форм обучения; особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС и т.д.

Обучение на курсах повышения квалификации по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов прошли 100% педагогических работников системы общего образования Томской области, в частности в 2017 – 2018 учебном году курсовую подготовку прошли 1787 человек.

Актуализирована методическая база для реализации мероприятий по обеспечению соответствия кадрового состава требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Подготовлены информационно-методические письма Департамента общего образования Томской области «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС начального общего образования» от 06.04.2018 № 57-1354, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС основного общего образования» от 06.04.2018 № 57-1352, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, реализующих ФГОС среднего общего образования» от 03.05.2018 № 57-1752, «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2018-2019 учебный год, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» от 11.04.2018 № 57-1423, «О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 21.06.2018 № 57-2455, «О преподавании в общеобразовательных организациях учебного предмета «Физика» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2469, «О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2018-2019 учебном году в классах углубленного и профильного уровней» от 22.06.2018 № 57-2470.

Перечень поручений

Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и  Совета при Президенте Российской Федерации

по русскому языку

19 мая 2015 года

утвержден 04.07.2015 № Пр-1310

п. 2 -

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) осуществлять постоянный мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации.

Статус: На контроле

Срок: 01.11.2017

Ближайший срок: 01.11.2018

Период: Ежегодно

1. В Томской области реализуется «Комплекс мер по подготовке и дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации на территории Томской области на 2016-2020 годы» (далее – Комплекс мер), утвержденный 21.12.2015 заместителем Губернатора Томской области по социальной политике и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и инновационной политике. Комплексом мер предусмотрены мероприятия, направленные на мониторинговые исследования состояния и развития языков народов Российской Федерации через создание условий в муниципальных образованиях региона.

В 2018 году в системе общего образования Томской области в соответствии с планом работы был организован и проведен мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации по направлениям:

1) Повышение квалификации учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, формы реализации программ повышения квалификации (сетевые, модульные).

Мониторинг позволил уточнить перечень образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации, их переподготовка и повышение квалификации. Это - Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет».

В 2018 году для учителей русского языка и литературы в Томской области были организованы и проведены курсы повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным программам:

- «Коммуникативная компетенция и ее роль в совершенствовании связной речи обучающихся» (количество участников – 25 человек);

- «Теоретические и методические аспекты преподавания русского языка и литературы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (количество участников – 25 человек).

2) Повышение профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы, учителей языков и литературы народов Российской Федерации (в рамках организации и проведения конференций, научно-практических семинаров).

В 2018 году в Томской области состоялась региональная конференция «Введение и реализация федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных организациях Томской области средствами УМК», в рамках работы которой была проведена секция «Теоретические и методические аспекты преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС основного общего образования». На секции были рассмотрены модели организации современного урока (перевёрнутый урок и урок групповой работы), различные учебно-методические комплекты (далее – УМК) по русскому языку и литературе и особенности работы по данным УМК. Были представлены доклады по следующим темам: «Формирование культуроведческой компетенции на уроках литературы (УМК по литературе под ред. И.Н. Сухих)», «Формирование языковой и лингвистической компетенций в процессе обучения русскому языку средствами УМК под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта и других», «Особенности изучения теоретического материала по русскому языку по УМК под редакцией А.Д. Шмелёва», «Сравнительно-сопоставительный анализ систем упражнений для формирования навыков и умений речевой деятельности в УМК Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской», «Возможности УМК Быстровой Е.А. для достижения метапредметных результатов на уроках русского языка через решение учебно-познавательных и учебно-практических задач». В работе секции приняли участие 56 человек.

Овладение учителями-практиками современными методиками преподавания русского языка для детей-мигрантов осуществляется в рамках мероприятий Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015–2020 годы.

27.04.2018 в Томской области был проведен региональный семинар «Опыт деятельности Центров этнокультурного образования. Развитие сетевого взаимодействия ЦЭО с разными структурами в целях повышения качества этнокультурного образования», в работе которого приняли участие работники образовательных организаций и координаторы Центров этнокультурного образования. В рамках работы семинара были рассмотрены вопросы, связанные с проблемой межнациональных отношений в образовательных организациях (количество участников – 20 человек).

23.08.2018 состоялась проектная сессия «Центр русского языка для детей мигрантов как условие социокультурной адаптации», в ходе работы которой были рассмотрены вопросы, связанные с организацией обучения детей-инофонов, а также вопросы, возникающие в процессе проведения занятий в поликультурном разноуровневом классе. Сессия объединила на своей площадке педагогических работников общего и дополнительного образования, в том числе учителей русского языка, воспитателей, координаторов Центров этнокультурного образования, преподавателей высших учебных заведений (количество участников – 30 человек). 

04.09.2018 на площадке областного государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» состоялся семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, посвященный организации деятельности Центра русского языка для детей мигрантов, в котором приняли участие 20 человек. 

3) Обобщение и систематизация лучших практик.

На территории Томской области осуществляется формирование и сопровождение электронного банка методических разработок учителей русского языка и литературы и учителей, обучающих русскому языку детей народов Российской Федерации. На официальном сайте областного государственного учреждения «Региональный центр развития образования» в разделах «Центр русского языка» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/tsentr-russkogo-yazyika-dlya-detey-migrantov/) и «Этнокультурное образование» (http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti/) размещены методические разработки учителей русского языка и литературы.

4) Выявление и развитие профессионального мастерства (профессиональные конкурсы, мастер-классы, работа Ассоциации учителей русского языка и литературы).

В 2018 году в системе общего образования Томской области профессиональные конкурсы для учителей русского языка и литературы не проводились.

В Томской области функционирует региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», которая способствует совершенствованию изучения государственного языка Российской Федерации в общеобразовательных организациях Томской области и обновлению кадрового состава учителей русского языка.

2. Обучение на родном (нерусском) языке осуществляется через организацию занятий внеурочной деятельности по запросам родителей (законных представителей) в следующих общеобразовательных организациях Томской области:

- татарский язык изучается в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Чернореченская средняя общеобразовательная школа» Томского района и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 66 г. Томска;

- удмуртский язык изучается в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Нижнетигинская основная общеобразовательная школа» Чаинского района.

 Также в текущем году на территории региона проведены следующие мероприятия, посвященные реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации.

21.04.2018  ОГАУК «Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина», ОГАУК «Томская областная детско-юношеская библиотека» (далее – ОГАУК «ТОДЮБ») и центральные библиотеки Томской области присоединились к Всероссийской акции «Библионочь-2018». В библиотеках
6 июня прошли акции, посвящённые Дню русского языка.

С целью сохранения, популяризации и развития языков народов, проживающих на территории Томской области, в ОГАУК «Центр татарской культуры» (далее – ОГАУК «ЦТК») на постоянной основе работают следующие коллективы и творческие объединения:

-   Кружок «Татарский язык и традиции» (детская группа).

-   Курсы татарского языка для молодёжи, преподаются основы ислама, мусульманские традиции и обычаи.

-   Клуб «Табиб», где все желающие имеют возможность бесплатно обучаться татарскому языку.

-   Народный самодеятельный коллектив Хор ветеранов «Нур».

-   Вокально-инструментальный ансамбль «Ялкын».

-   Детский вокально-хореографический ансамбль «Кубаляк».

-   Вокально-хореографический ансамбль «Чулпан».

-   Кружок «Сольное пение для детей и взрослых».

В 2018 г. впервые (с 27 мая по 13 июня) была организована целевая профильная смена «Алга» для татарских ребятишек из различных муниципальных образований Томской области.

В текущем году в ОГАУК «ТОДЮБ» были проведены следующие мероприятия:

- социокультурный публичный проект «Читаем вместе! Читаем вслух!».
На мероприятиях, в  которых принимают участие представители национально-культурных автономий г. Томска, звучат литературные произведения,
как на русском языке, так и на языках народов России.

- Воскресные чтения «По дорогам бурятских сказок». Мероприятие было посвящено самому торжественному и главному празднику многих народов Сагаалган - Новому году по лунному календарю. Коллеги из детско-юношеской библиотеки Республики Бурятии прислали нашим читателям видеосюжет
на бурятском и русском языках.

- Воскресные чтения «По дорогам татарских сказок и легенд».
На мероприятии звучали песни, стихотворения, сказки на татарском языке. Для   участников чтений методистом ОГАУК «ЦТК» был проведен урок татарского языка.

В части высшего профессионального образования Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) проводит мероприятия по мониторингу состояния и развития языков народов Российской Федерации.

1. Грантовая деятельность, направленная на описание исчезающих языков

При поддержке зарубежных и российских фондов реализуются международные и отечественные исследовательские проекты «Комплексная документация и анализ языкового материала трех исчезающих тюркских языков Сибири: чулымско-тюркского, эуштинско-татарского и телеутского» (зарубежный грант ELAR), «Типология категории посессивности на материале языков обско-енисейского ареала» (грант РГНФ), которые имеют фундаментальный и прикладной характер. Языками проектов являются относящиеся к угрожаемым аборигенным языкам Сибири языки коренных этносов Томской и Кемеровской областей, Красноярского края.

2. Сбор и документация исчезающих языков

В рамках вышеназванных проектов осуществляются экспедиционные исследования языков и культур миноритарных этносов Сибири. Архивный фонд кафедры языков народов Сибири ТГПУ по исчезающим языкам регулярно пополняется языковыми и этнолингвистическими данными, документация материала ведется с использованием современных методологических и технологических возможностей.

3. Публикации на языках коренного населения Сибири

В 2017 году вышел пятый том собрания аннотированных фольклорных и бытовых текстов обско-енисейского языкового ареала. Языковой материал сборника охватывает обширную территорию обско-енисейского языкового ареала – наиболее редкие и наименее изученные диалекты языков коренного населения Сибири: восточных ханты, южных селькупов и чулымских тюрков Томской области; телеутов Кемеровской области; нганасан и кетов Красноярского края. В данный сборник также включены тексты из полевых материалов авторов на васюганском диалекте хантыйского языка, собранные в 2000-х годах. Тексты по каждому языку представлены в сравнимом объеме и жанровой специфике. Языковой материал представлен максимально полно: в современной международной академической транскрипции IPA, оригинальной транскрипции авторов на основе кириллицы, а также снабжен полным морфемным глоссированием, морфемным и свободным переводом на русский и английский языки. Кроме того, тексты снабжены анализом фольклорных характеристик.

Материалы сборника представляют интерес для широкого круга ученых – лингвистов, типологов, историков, этнографов, филологов, а также для представителей миноритарных этносов селькупов, кетов, ханты, чулымских тюрков, телеутов, нганасан.

4. Проведенные мероприятия

27-28 июля 2017 года состоялась очередная 28-я международная конференция «Дульзоновские чтения», посвященная памяти Андрея Петровича Дульзона, известного исследователя коренных народов Сибири и их языков. Традиционно тематика конференции связана с широким кругом общетипологических вопросов в сфере исследований языков народов Российской Федерации, лингвистических, этнографических и археологических исследований миноритарных этносов России, уделяя особое внимание вопросам изучения языков и культур коренного населения Сибири в общетипологической и ареальной перспективах, а также вопросам документации, сохранения и преподавания национальных / исчезающих языков. В рамках конференции активно обсуждался вопрос о ревитализации селькупского языка и возобновлении его преподавания в местах компактного проживания селькупского населения.

С 14 по 16 декабря 2017 года работниками кафедры языков народов Сибири ТГПУ проведены курсы «Селькупы: язык и культуры». Активистами по возрождению селькупского языка из Томска, Северска, Парабели и Колпашево обсуждены вопросы по фонетике, грамматике, лексике, синтаксису селькупского языка. В программу курсов включены темы по фольклору и материальной культуре селькупского этноса. В качестве лекторов выступили преподаватели факультета иностранных языков ТГПУ (кафедра языков народов Сибири и кафедра славянской филологии и межкультурной коммуникации) и историко-филологического факультета ТГПУ (кафедра археологии и этнографии). Цель курсов – оказание помощи по возобновлению преподавания селькупского языка в местах компактного проживания коренного населения.

5. О ситуации по ревитализации селькупского языка в Томской области

Инициативная группа Колпашевской районной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Колта-Куп» Томской области (далее – Ассоциация) работала в направлении возрождения преподавания селькупского языка в Колпашевском и Парабельском районах на муниципальном уровне. На сегодняшний день достигнута договоренность о предоставлении помещений в Колпашево, Парабели и Нарыме для проведения занятий по селькупскому языку для детей и взрослых. В Парабельском районе была достигнута договоренность о выделении ставки преподавателя селькупского языка в отделе культуры. Создана страница в социальной сети «Одноклассники» для общения на селькупском языке https://ok.ru/torova.lyagha.

Опубликовано:2016-09-29 16:40 | Обновлено:2018-10-31 16:40

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти