Доклад "О реализации государственной политики в сфере образования в Томской области (2018 год)"

ДОКЛАД

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(2018 ГОД)

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Цели государственной политики в сфере образования Томской области

       Государственная политика в Томской области в сфере образования выстраивается на принципах формирования образовательной среды: доступности, качества и безопасности при получении образования. Это обуславливает единство образовательного пространства в Томской области, а также приоритетные направления государственной политики в сфере образования.

Основополагающим документом в сфере образования, формирующим среду реализации приоритетных направлений является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Приоритетность сферы образования реализует посредством:

  • создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
  • финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
  • формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
  • подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);
  • укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);
  • развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).

Приоритетность целей и задач государственной политики в сфере образования формализована и достигается через реализацию системы приоритетных и национальных проектов, охватывающих все уровни образования:

  • «Доступное дополнительное образование», «Рабочие кадры для передовых технологий»;
  •  «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Поддержка семей, имеющих детей», «Экспорт образования», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого».

1.2. Общая характеристика

 

Высшее образование

В последние 10 лет наметилась тенденция к сокращению количества образовательных организаций высшего образования, которая согласуется с процессами на федеральном уровне. В 2008 году действовал 21 вуз, в 2017 – 11 вузов. Причиной является закрытие филиалов иногородних вузов и частных организаций. По состоянию на январь 2019 года
 в Томской области функционировали 6 государственных университетов (в т.ч.
2 национальных исследовательских, 1 опорный вуз), 4 филиала и 1 негосударственный вуз.

Совокупный бюджет организаций высшего образования повысился с 16,1 млрд. руб.
в 2017 году до 18,4 млрд.руб. в 2018 году.

На процесс формирования бюджетов вузов влияние оказывает наметившаяся с начала 2010-х неустойчивость объема оказания платных образовательных услуг. Полагаем, что на это повлияло резкое сокращение количества студентов заочной формы обучения, большая часть которых обучается на платной основе. Развитие дистанционного и он-лайн образования пока не способно компенсировать потери, так как население, особенно старше 40 лет, консервативно относится к новым образовательным технологиям.

Численность ППС за последние 10 лет упала с 5,1 тыс. человек (2008 год) до 4 тыс. человек (2018 год). Данные процессы обуславливаются несколькими обстоятельствами: снижением количества студентов, реализацией Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (благодаря которой численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава увеличивается), необходимостью реализации «майских указов», переходом на модель государственного задания, финансируемого на нормативно-подушевой основе.

Подготовка кадров в вузах ведется по 139 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Отмечается уменьшение количества студентов вузов за последние 10 лет.
 В 2008 году на территории региона обучалось 89,3 тыс. студентов, в 2013 – 66,5 тыс., в 2015 – 63,6 тыс., в 2018 – 59,3 тыс. студентов. В 2018 году по очной форме обучались 38,4 тыс. студентов, заочной – 19,1 тыс. (остальные – по очно-заочной форме).

Другая тенденция – увеличение количества иностранных студентов. В 2008 году общее количество иностранных студентов составляло 4,1 тыс. чел. (в т.ч. 0,2 тыс. из стран Дальнего Зарубежья), в 2013 году – 7,2 тыс. (т.ч. 0,7 тыс. из стран Дальнего Зарубежья),
а в 2018 году – 10,1 тыс. (т.ч. 1,1 тыс. из стран Дальнего Зарубежья).

В томских вузах ежегодно увеличивается балл ЕГЭ при поступлении. В таблице представлена динамика изменения среднего балла ЕГЭ поступивших на бюджетные и платные места (по данным университетов).

Таблица 1.4 – Динамика изменения среднего балла ЕГЭ

менения среднего балла ЕГЭ

Вузы

2016

2017

2018

ТГУ

71

73

76

ТПУ

68,71

71,07

72

ТУСУР

62,37

64,04

64,33

СибГМУ

69,45

69,56

71,11

ТГАСУ

67,2

67,3

69,5

ТГПУ

65,02

66,2

70,3

 

Динамика (выделения вузам бюджетных мест) складывается следующим образом:
 с 2014 по 2018 годы их число растет с 8,7 тыс. до 9,755 тыс. (в основном, за счет увеличения количества мест для обучения магистров).

 

1.3. Основные инструменты реализации государственной политики

Инструментами реализации государственной политики в сфере образования
в Томской области выступали:

  1. Концепция создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 22-р.
  2. Государственная программа «Развитие образования в Томской области» (утверждена постановлением Администрации Томской области от 30 октября 2014 г. N 414а);
  3. Ведомственная целевая программа Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области «Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона», утвержденная постановлением Администрации Томской области
    от 08.02.2018 № 72а.
  4. Региональные приоритетные проекты по направлению «Образование:
  • «Доступное дополнительное образование», «Рабочие кадры для передовых технологий»;
  •  «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность», «Поддержка семей, имеющих детей», «Экспорт образования», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого».

Направления реализации задач и мероприятий соответствовали:

1.  Целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (утверждена Постановлением Законодательной Думы Томской области
от 26.03.2015 №2580);

2.  Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.  Основным положениям Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012
 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

4.  Цели и задачам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 №642)

 

1.4. Изменения в законодательстве и системе регулирования сферы образования Томской области

Высшее образование

В рамках реализации государственной политики в сфере высшего образования  на федеральном и региональном уровне в 2018 году было принято 28 нормативных правовых акта, регулирующих вопросы:

 - перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, в случае прекращения деятельности организации, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации;

- формирования перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

 - совершенствования целевого обучения;

 - закрепления (кураторства) организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, за структурными подразделениями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»;

 - совершенствования практической подготовки обучающихся;

 - уточнения полномочий Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области;

 - организации мероприятий по выявлению и поддержке лучших научно-образовательных практик региона

 

ГЛАВА 4. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

4.1.Общая характеристика системы высшего образования (включая «вклад» высшего образования в экономику региона)

Целью региональной политики Томской области в сфере высшего образования является максимальное вовлечение результатов деятельности образовательных организаций высшего образования и их потенциала в решение вопросов кадрового обеспечения отраслей экономики Томской области (муниципальных образований).

В 2018 году перед системой высшего образования Томской области ставились следующие задачи.

  1. Повышение конкурентоспособности томских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
  2. Развитие модели высшего образования, ориентированной на потребности приоритетных отраслей экономики региона.
  3. Развитие кампусной среды томских вузов в рамках реализации мероприятий Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО Томск» (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015
    № 22-р) по направлению «Наука и образование».

Организации. В последние 10 лет наметилась тенденция к сокращению количества организаций научно-образовательного комплекса Томской области, которая согласуется с процессами на федеральном уровне. Например, в сфере высшего образования этот показатель уменьшился с 21 организации в 2008 году до 11 - в 2018 году (за счёт сокращения количества филиалов иногородних вузов и негосударственных образовательных организаций).

По состоянию на январь 2019 года в Томской области функционируют 6 государственных вузов (в том числе, ТГУ и ТПУ имеют статус «национальный исследовательский университет», СибГМУ - первый медицинский опорный университет),
 4 филиала иногородних вузов и 1 негосударственный вуз).

Позиционирование региона. Томск входит в число лучших студенческих городов мира. В рейтинге лучших студенческих городов мира, по версии агентства QS (Quacquarelli Symonds)  2018 года Томск занял 74 место, поднявшись за год на 17 позиций. При составлении рейтинга учитывались шесть критериев: рейтинг местных университетов, интернациональный студенческий состав, привлекательность города, активность работодателей, финансовая доступность и мнение студентов. В частности, затраты иностранных студентов на получение образования в Томске QS оценил в 3,3 тысячи долларов,  по экономической доступности образования Томск занимает 5-е место,  и 79-е по активности работодателей.

В октябре 2018 года консалтинговая компания Quacquarelli Symond (QS) опубликовала рейтинг лучших университетов стран BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Томский государственный университет поднялся с 26 на 19 строку рейтинга,  а по показателю «доля иностранных студентов» стал вторым среди сильнейших вузов стран БРИКС, опередив большинство именитых университетов Китая и Индии. Томский политехнический университет за год продвинулся на 10 позиций и вошел в топ-40, заняв 39 строчку. По показателю «доля иностранных студентов» Томский политехнический университет  в тройке лучших университетов страны.

По результатам рейтинга лучших вузов развивающейся Европы и Центральной Азии за 2018 год – QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia (QS EECA). Томский государственный университет занял 13-ю строчку рейтинга, улучшив свои показатели в таких оценках, как репутация в академическом сообществе и репутация среди работодателей.  Томский политехнический университет в рейтинге QS EECA 2018 занимает 40 строчку. ТГПУ в рейтинге QS University Rankings: EECA 2018 находится на 132 позиции,  ТУСУР- занимает 144 место в данном рейтинге.

В рейтинге QS World University Rankings 2019 (опубликован в 2018 году), два томских вуза — ТПУ и ТГУ — улучшили свои позиции на 13 и 46 строчек соответственно. Так, Томский государственный университет вошел в топ-300, заняв 277 позицию. Среди российских вузов ТГУ занял четвертое место. Томский политехнический университет занял 373 место, подвинувшись за год на 13 строчек.

В рейтинге QS University Rankings: BRICS    ТГПУ  на 189 позиции ,  ТУСУР - на 211-220.

В 2018 году на первом в истории Саммите передовых научных исследований Times Higher Education в Евразийском регионе — Times Higher Education (THE) Research Excellence Summit: Eurasia — были объявлены результаты первого рейтинга THE ведущих университетов стран Евразийского региона. Томский политехнический университет занял в рейтинге лучших вузов крупнейшего макрорегиона мира третье место. Томский государственный университет занял 14 позицию в рейтинге.

В основном рейтинге The Times Higher Education World University Rankings 2019  ТГУ и ТПУ находятся в категории 501-600.

В национальном рейтинге Интерфакс ТГУ и ТПУ занимают 7 и 8 позиции соответственно, ТУСУР на позиции 42-44, СибГМУ 49-50, ТГПУ 51-54, ТГАСУ – 85. В рейтинге университетов Эксперт РА ТПУ занял 7 позицию, ТГУ разместился на 13 строчке рейтинга, СибГМУ на 37, ТУСУР – 45, ТГПУ – 75, ТГАСУ – 81 строчке рейтинга.

Вклад высшего образования в экономику Томской области.

Совокупный бюджет организаций высшего образования повысился с 16,1 млрд. руб.
в 2017 году до 18,4 млрд.руб. в 2018 году.  Важным фактором является увеличение субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Также в вузах увеличился объем НИОКР по ряду источников. По сравнению с прошлым годом получен больший объем финансовых средств на строительство общежития ТГУ по ул. Аркадия Иванова, 20а.

Кадровые ресурсы системы высшего образования. Томская область имеет высокие показатели остепенённости сотрудников вузов. В общей численности профессорско-преподавательского состава 74 % сотрудников в 2018 году имеют ученую степень доктора наук и кандидата наук, в 2008 году – 64%. Но численность ППС за последние 10 лет упала
с 5,1 тыс. человек (2008 год) до 4 тыс. человек (2018 год).  Данные процессы обуславливаются несколькими обстоятельствами: снижением количества студентов, реализацией Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», благодаря которой численность студентов в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава увеличивается, переходом на подушевую модель государственного задания.            

Студенты. Отмечается уменьшение количества студентов за последние
10 лет. В 2008 году на территории региона обучалось 88,9 тыс. студентов, в 2013 – 66,5 тыс., в 2015 – 63,6 тыс., в 2018 – 59,3 тыс. студентов. Произошло это и за счёт сокращения сети организаций высшего образования, и за счёт существенного сокращения количества студентов заочной и вечерней форм обучения: в 2008 году студенты очной формы обучения - 42,9 тыс., студенты заочной формы – 41,5 тыс. (остальные – вечерней формы обучения),
в 2018 году - 38,4 тыс. и 19,1 тыс. соответственно (остальные – вечерней формы обучения). Хорошо прослеживается изменение соотношения студентов очной и заочной форм обучения
с 1 к 1 до 2 к 1. Причиной уменьшения количества студентов-заочников стало удовлетворение «отложенного спроса» на высшее образование. Прогнозируется, что это соотношение сохранится в ближайшие 5 лет.

Другая тенденция – увеличение количества иностранных студентов. Формирование качества образования и создание конкурентной среды в Томске происходит за счет интернационализации образования и экспорта образовательных услуг. В 2008 году общее количество иностранных студентов насчитывало менее 3,4 тыс. (в том числе, 0,2 тыс.
из стран Дальнего Зарубежья), в 2013 году - уже более 7,2 тыс. (в том числе, 0,7 тыс. из стран Дальнего Зарубежья), а в 2018 году – 10,1 тыс. (в том числе, 1,1 тыс. из стран Дальнего Зарубежья). Таким образом, за 10 лет доля иностранных студентов увеличилась с 3,8%
в 2008 году до 18,7% в 2018 году (доля иностранных студентов по очной форме обучения находится на уровне 22%). В настоящее время в томских вузах обучаются студенты
из 79 государств.

Среди причин: повышение статуса и узнаваемости вузов Томской области, повышение открытости системы высшего образования (как в целом по России, так
и в Томской области), но, пожалуй, основной причиной стало стремление вузов к увеличению баллов ЕГЭ за счёт увеличения доли иностранных студентов (с конца 2000-х годов томские вузы повысили свою активность на рынке образования республик Средней Азии, именно студенты из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана занимают наибольший вес в структуре иностранных студентов).

Если говорить об иногородних студентах, то в 2008 году их соотношение
со студентами из Томской области составляло 1 к 1 (38,4 тыс. – другие регионы, 39,3 тыс. – Томская область), в 2018 году это соотношение не изменилось (20,5 тыс. – другие регионы, 22,3 тыс. – Томская область). Таким образом, привлекательность томских вузов для иногородних студентов не снижается.

Динамика контрольных цифр приема (количества бюджетных мест) складывается следующим образом: с 2014 по 2018 годы их число растёт. В 2014 году было утверждено для университетов 8,7 тыс. мест, а на 2018/2019 год – уже 9,7 тыс. мест (за счёт увеличения бюджетных мест в магистратуре). Меняется структура подготовки кадров в разрезе уровней подготовки в сторону бакалавриата и магистратуры, по специалитету – сокращение обучающихся.

 

В томских вузах ежегодно увеличивается балл ЕГЭ при поступлении. В таблице представлена динамика изменения среднего балла ЕГЭ поступивших на бюджетные и платные места (по данным университетов).

 

 

Таблица 4.1 - Динамика изменения среднего балла ЕГЭ

Вузы

2016

2017

2018

ТГУ

71

73

76

ТПУ

68,71

71,07

72

ТУСУР

62,37

64,04

64,33

СибГМУ

69,45

69,56

71,11

ТГАСУ

67,2

67,3

69,5

ТГПУ

65,02

66,2

70,3

 

Динамика (выделения вузам бюджетных мест) складывается следующим образом:
 с 2014 по 2018 годы их число растет с 8,7 тыс. до 9,755 тыс. (в основном, за счет увеличения количества мест для обучения магистров).

Мониторинг трудоустройства выпускников

Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области совместно с центрами содействия трудоустройству выпускников томских вузов (далее ЦСТВ) ежегодно осуществляет региональный мониторинг трудоустройства выпускников очной формы обучения.

Выпускниками шести государственных университетов в 2018 году (по состоянию на 01.10.2018) стали 8059 человек (2017 год – 8165 человек, 2016 год – 7186 человек).

Показатель занятости выпускников томских вузов на момент выпуска из вуза составил 93,4% (2017 год - 92%, 2016 год – 95,4%), при этом 41,4% выпускников продолжили обучение (2017 год – 39,3%, 2016 год – 50,2%), 2,9% призваны в Вооруженные Силы России (2017 год – 2,7%, 2016 год - 1,4%), 41,1% выпускников трудоустроено (2018 год – 50%, 2016 год – 43,8%).

В 2018 году 61,1% дипломированных специалистов нашли свое место работы
в Томской области (2017 год – 68,7%, 2016 год – 66%), 11,7% – в регионах Сибирского федерального округа (2017 год – 9,7%. 2016 год – 11,7%), 14,4% – в других регионах Российской Федерации (2017 год – 11,7%, 2016 год – 11,7%), 8% – в странах ближнего зарубежья (2017 год – 5,4%, 2016 год – 6,8%), 4,5% – в странах дальнего зарубежья (2017 год – 2,3%, 2016 год – 3,5%).

Высокому показателю занятости студентов на момент выпуска из вуза способствует работа Центров содействия трудоустройству выпускников томских вузов. Центры выступают в качестве «связующего звена» между вузом и работодателями, предоставляют многопрофильные услуги и программы.

В целях оказания содействия трудоустройству выпускников в томских вузах проводятся Дни отрасли, ярмарки вакансий; заключаются трехсторонние договоры между работодателями, вузами и студентами по вопросам целевой подготовки; организуются производственные практики, стажировки; проходят мероприятия по профессиональной ориентации молодежи с учетом спроса на рынке труда.

Наиболее эффективными механизмами содействия трудоустройству являются стажировки и практики студентов старших курсов в высокотехнологичных компаниях, дополнительное образование (инновационный менеджмент и проектирование, формирование бизнес-команд), конкурсы и гранты для молодых инноваторов, консультации по вопросу создания собственного бизнеса.

 

4.2.Основные инструменты реализации государственной политики

Региональным документом стратегического планирования в сфере высшего образования является ведомственная целевая программа Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области «Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона», утверждённая постановлением Администрации Томской области от 08.02.2017 №72а.

Направления реализации задач и мероприятий соответствуют:

  1. Целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (утверждена Постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 №2580).
  2. Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Основным положениям Указа Президента Российской Федерации
    от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  4. Цели и задачам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 №642).
  5. Основным положениям Указа Президента Российской Федерации
    от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Весь перечень мероприятий ведомственной целевой программы Департамента науки
и высшего образования Администрации Томской области реализован в полном объёме:

1. Организация и проведение мероприятий по выявлению и поддержке лучших научно- образовательных практик региона:

 - организация и проведение конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (сроки проведения: март – ноябрь 2018 года, более 700 соискателей на 190 премий по 12 номинациям);

 - организация и проведение конкурса «Профессор года» (сроки проведения: декабрь 2017 года – февраль 2018 года, 34 соискателя на 8 премий).

 2. Организация и проведение торжественной встречи Губернатора Томской области
с выпускниками - отличниками (дата проведения: июнь 2018 года, 1150 выпускников-отличников).

3. Организация и проведение Студенческой площадки Форума университетских городов (дата проведения: декабрь 2018 года, более 130 студентов из 12 российских вузов).

4. Реализация регионального проекта «Учись в Томске!» (в том числе, организация выездных образовательных мероприятий в муниципальные образования Томской области,
в страны ближнего и дальнего зарубежья) (дата проведения: сентябрь – декабрь 2018 года).

 

4.3. Мероприятия по реализации государственной политики в сфере высшего образования

Поддержка ведущих университетов

В рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» являются участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (далее - Проект «5-100»).

В 2018 году в рамках государственной поддержки ведущих университетов участников Проекта «5-100» и в целях повышения их конкурентоспособности ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (далее – ТГУ) получил из федерального бюджета субсидию в размере 808,8 миллиона рублей, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее – ТПУ) -  471,8 миллиона рублей.

По итогам заседания в октябре 2018 года Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров рекомендовал Минобрнауки России продолжить оказание государственной поддержки вузам-участникам Проекта «5-100», при этом разделив их на три группы, в каждую из которых вошло по семь университетов. Распределение вузов по трём группам также предусматривает последующую дифференциацию объёма выделяемой Правительством Российской Федерации субсидии каждой группе. Томским вузам удалось сохранить свои места в Проекте «5-100»: ТГУ - в первой группе, а ТПУ -
во второй.

Мировые рейтинги университетов ‒ это один из инструментов оценки эффективности проводимой деятельности по повышению конкурентоспособности университетов. Это также индикатор уровня международной интеграции национальной высшей школы. А вхождение  в рейтинги является результатом планомерной работы университета, реализации мер господдержки вузов и консолидации усилий и ресурсов вузов, научных организаций, бизнеса и региона.

Образовательные миссии

Стоит отметить, что немалую роль в сложившейся за последние годы успешности приёмной кампании томских вузов сыграло участие НИ ТГУ и НИ ТПУ в программе «5-100», что привлекает в Томск качественных абитуриентов из других регионов России и предотвращает отток успешных выпускников школ Томской области.

В 2018 году Департаментом науки и высшего образования Администрации Томской области совместно с томскими вузами организованы выездные образовательные мероприятия «Учись в Томске: сделай правильный выбор профессии и университета своего будущего»  в муниципальных образованиях Томской области (Колпашевский, Асиновский, Молчановский, Зырянский и Шегарский районы), направленные на содействие профессиональной ориентации молодёжи в системе высшего образования, повышение кадрового потенциала в социально-значимых отраслях Томской области. В мероприятиях приняли участие более 1 800 человек: ученики 9-11-х классов, учителя и родители старшеклассников, а также студенты профессиональных образовательных организаций, студенты и преподаватели томских вузов. Впервые были организованы экспозиции томских вузов, ориентированные на школьников и их родителей, проводились мастер-классы и тренинги.

Кроме того, в октябре 2018 года реализованы образовательные мероприятия, способствующие укреплению позиций томских вузов на международном рынке образовательных услуг, расширению географии присутствия в томских вузах иногородних и иностранных студентов.

Департаментом науки и высшего образования Администрации Томской области  и Департаментом международных и региональных связей Администрации Томской области для томских вузов организован образовательный тур по нескольким провинциям Китая.
 В рамках визита томская делегация приняла участие в образовательной выставке China Educational EXPO 2018 в городе Пекин, а также побывала в провинциях Шаньдун и Хэбэй). Томская область на выставке в Пекине была представлена единым стендом под брендом «Учись в Томске!». ТГУ, ТПУ, ТГПУ и ТУСУР были единственными российскими вузами на выставке. Во всех провинциях Китая были проведены встречи с руководством Департаментов образования, а также организованы встречи и презентации в профильных университетах.

По общему признанию китайской стороны – студенты и абитуриенты в Китае очень мало знают о преимуществах томского образования. Университеты Европы, Америки, Австралии, Южной Кореи и Японии ведут гораздо более активную и агрессивную работу по продвижению своих услуг на китайском рынке. Однако системная и регулярная работа  с партнерскими вузами в Китае и установление связей с новыми университетами может исправить ситуацию.

 

4.4. Основные проблемы в ходе реализации государственной политики в сфере высшего образования в Томской области за 2018 год

– устойчивое уменьшение количества студентов и преподавателей;

– общее старение научно-педагогических кадров;

– замедление роста консолидированного бюджета организаций НОК (с негативным прогнозом);

– остающаяся низкой обеспеченность местами проживания студентов (низкие темпы ввода объектов кампусной инфраструктуры);

– снижение уровня доступности высшего образования для жителей Томской области при одновременном снижении уровня трудоустройства выпускников в экономике региона;

– складывается тенденция к некоторому западению показателей финансово-экономической и научно-исследовательской деятельности (по результатам мониторинга МОН).

Задачи в области высшего образования на 2019 год:

– реализация на территории региона мероприятий, содействующих решению задач и достижению целевых показателей национального проекта «Образование»;

- содействие в реализации планов мероприятий томских вузов по повышению их глобальной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и вхождению в ТОП-300 мировых рейтингов (QS, THE, ARWU);

- содействие в реализации комплексных интеграционных программ, как инструмента взаимодействия научных организаций и образовательных организаций высшего образования и выполнение совместных научных исследований на уровне 4 млрд.руб.;

- создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной и образовательной деятельности, созданных в организациях научно-образовательного комплекса с доведением объёма научно-образовательных услуг на уровень 25 млрд.руб.;

- содействие в увеличении доли иностранных студентов и повышению уровня интернационализации до 23% от контингента студентов очной формы обучения;

- содействие в увеличении численности обучающихся по проектно-ориентированным программам до 1500 человек.

ГЛАВА 6. ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2019 ГОД

Высшее образование.

  • Реализация на территории региона мероприятий, содействующих решению задач  и достижению целевых показателей национального проекта «Образование»;
  • Содействие в реализации планов мероприятий томских вузов по повышению их глобальной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и вхождению в ТОП-300 мировых рейтингов (QS, THE, ARWU);
  • Содействие в реализации комплексных интеграционных программ, как инструмента взаимодействия научных организаций и образовательных организаций высшего образования и выполнение совместных научных исследований на уровне 4 млрд. руб.;
  • Создание условий для вовлечения в экономический оборот результатов научной  и образовательной деятельности, созданных в организациях научно-образовательного комплекса с доведением объёма научно-образовательных услуг на уровень 25 млрд. руб.;
  • Содействие в увеличении доли иностранных студентов и повышению уровня интернационализации до 23% от контингента студентов очной формы обучения;
  • Содействие в увеличении численности обучающихся по проектно-ориентированным программам до 1500 человек.

 

Опубликовано:2020-07-02 17:20 | Обновлено:2020-07-02 17:20
    Комментариев нет.

Комментирование доступно авторизованным пользователям, Войти